Положительная связана с исходом иностранных компаний с российского рынка
Евразийская экономическая комиссия обнародовала данные по инвестициям в ЕАЭС за период с января по сентябрь 2023 года. Как следует из сообщения, две страны объединения – Беларусь и Кыргызстан, демонстрируют наиболее сильные показатели.
В Кыргызстане оборот торговли услугами вырос в 1,3 раза. В Беларуси оборот торговли товарами вырос на 12,6%.
— По всем категориям инвестиций суммарно за отчетный период в Беларуси наблюдалось отрицательное сальдо, что свидетельствует о притоке инвестиций в страну. В остальных странах сложилось положительное сальдо (отток). В России на 89,2% сократилось положительное сальдо прочих инвестиций, — следует из сообщения ЕЭК.
По прямым инвестициям за отчетный период во всех государствах-членах, кроме России, наблюдался приток в страну. При этом, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего – 2022 года, относительно заметный рост также замечен у Кыргызстана и Беларуси.
Результаты Беларуси, как отмечают исследователи, обеспечены переориентацией белорусской торговли на рынки и производство России.
— Произошел своеобразный прорыв в белорусской экономике, — прокомментировал для «Деловой Евразии» директор «Центра по проблемам европейской интеграции» Юрий Шевцов. — Резко вырос экспорт, и преимущественно в Россию. Показатели самые высокие с 2012 года, а во внешнеторговом обороте прирост по отдельным статьям более чем на 80%. Торговля и совместное промышленное производство выросли благодаря высвобождению ниш, которые были заняты иностранными компаниями, конкурентами. Теперь на российский рынок активно приходят белорусские с аналогичными товарами. Западные санкции ударили по поставкам станков в Россию – у Беларуси такие есть, так как сохранено станкостроение. Продукты питания – и эта ниша также заполняется белорусскими продуктами. Недружественные к России страны дали взрывной рост белорусскому экспорту.
Именно отрасли экономики с освобожденными нишами, по мнению собеседника, привлекли к себе инвестиции. Особым образом выделяется промышленность, в которой наблюдается рост более чем 30%.
— Особого внимания заслуживает строительство новой атомной электростанции. В минувшем году запущен и принят в эксплуатацию второй энергоблок, и в 2024 году станция может начать функционировать в полную силу. Это сильная инвестиция, — продолжает политолог. — Есть несколько крупных заводов и технопарк, в которые пришли инвестиции из России. Заметный приток инвестиций, в том числе иностранных, идёт в финансовые инструменты, которые обеспечивают белорусский экспорт. Это страхование и кредитование.
Эксперт отмечает рост иностранных инвестиций не только в самой Беларуси, но и очень сильный рост белорусских инвестиций в Россию. При этом, по отдельным направлениям эти потоки сопоставимы друг другу.
— Очень часто дешевле и удобнее не поставлять продукцию из Беларуси в Россию, а разворачивать ее производство на территории России, — отмечает политолог. — Это пока не сильная и устойчивая тенденция, но проявления взаимного инвестирования отчетливо видны.
Вместе с тем, основной статьей товарооборота остается поток санкционных товаров через страны-партнеры России по ЕАЭС – Кыргызстан, Армению и Казахстан. Беларусь является исключением потому как тоже находится под санкциями.
— Санкционка растворяется во всем экспорте внутри Евразийского Союза в Россию, и обеспечивает резкое увеличение общего экспорта из этих стран, — отмечает эксперт. — В большинстве случаев сложно разобраться, где реэкспорт через Киргизию, к примеру, некоей французской продукции, а где реально продукция киргизского производства. На местах это проще выяснить. То же самое и по инвестициям в основной капитал. После начала СВО пошло бегство капитала из России, и, если в Беларусь он не особо бежит, потому что страна в аналогичной ситуации, то в другие страны- члены ЕАЭС этот капитал приходит.
Несмотря на наметившийся рост прямых и косвенных инвестиций в ЕАЭС, эксперт выразил сомнения относительно правомочности выстраивания прогнозов на основе данной тенденции.
— Предстоящий год связан с очень кризисными политическими событиями, которые будут происходить в ключевых регионах планеты, — говорит Юрий Шевцов. — Пройдут выборы – президента в России, выборы в парламент Беларуси. Летом выборы в Европарламент, и самое главное – в ноябре выборы президента США. Не исключено, что все эти предвыборные кампании, прежде всего в США и в Европе, будут очень и очень драматичными. Они будут вовлекать в свой контекст, и уже вовлекают, другие кризисные регионы. Например, Ближний Восток начал играть на предвыборной кампании в Соединённых Штатах Америки. Беспрецедентно, со времен Второй Мировой Войны, возрастают политические риски.
В такой ситуации можно делать своеобразный бифуркационный прогноз – плохой вариант и хороший вариант. В ходе негативного сценария возможны активизация новых очагов напряжения, в том числе, в азиатских странах-партнерах ЕАЭС. Слишком много сил заинтересованы в том, чтобы обосноваться в Центральной Азии, и создать второй фронт против России.
Рассматривая негативный вариант развития событий, политолог, тем не менее, отмечает выдержку и волю стран и народов Азии, которую можно наблюдать в течение последних двух лет, пока идёт Специальная военная операция на Украине.
— В условиях постоянной угрозы развертывания новой войны Киргизия, Казахстан, Узбекистан, другие страны региона, не иначе как чудом крепятся и удерживаются от втягивания в конфликт, — отмечает собеседник. — В такой же ситуации находится и Беларусь, которую постоянно провоцируют. На Западе конечно боятся активного размещенного в Беларуси тактического ядерного оружия, но это не отметает угроз, связанных с террористической активностью или чем-то подобным. Поэтому плохой сценарий — это сценарий со втягиванием Беларуси и стран Азии в войну.
На фоне сохраняющейся угрозы военного конфликта, позитивным сценарием для стран ЕАЭС и партнеров, являются сохранение сложившегося status quo в региональной политике и евразийской экономической интеграции. Эксперт считает важным приложение усилия для дальнейшего купирования угрозы вовлечения в активную фазу боевых действий, и блокировать их возникновение в своих странах.
— Тогда укрепятся те позитивные тенденции в экономике, которые видим по итогам 2023 года. Все, что зафиксировано в 2023 году, должно будет развернуться и состояться и в 2024 году. Если, например, говорить о Беларуси, то по группам товаров, в которых произошел взрывной рост экспорта в Россию, еще не все ниши выбраны, и тоже самое можно сказать в отношении стран Центральной Азии. Есть и новые направления. Например, на днях в Беларуси достигнута договоренность с российской компанией «Росатом» о строительстве экспериментального атомного реактора, который станет базой для развёртывания медицинской атомной индустрии, которая начала разработки для лечения онкологических заболеваний. Еще направление в национальной фармацевтике – промышленный комплекс по производству витаминов, который выведет Беларусь в пятёрку стран-лидеров. Строительство ведется второй год, а всего на проект отведено три. То есть, в 2024 году в строй могут войти многие проекты, начатые ранее, что укрепит тенденции. Это желаемый положительный сценарий для стран ЕАЭС, — заключил Юрий Шевцов.
Соб.инф.
§ Деловая Евразия