Виновато, как отмечают бизнесмены, родное правительство

24 и 25 августа 2017 года на Форуме «Евразийская неделя» в Астане эксперты обсудят развитие транспорта, сообщает пресс-служба ЕЭК.

Одной из центральных тем Международного форума «Евразийская неделя» станет развитие транспортной системы ЕАЭС и ее цифровая трансформация. Ей будут посвящены два мероприятия – конференция высокого уровня «Драйверы развития транспорта: Цифровая трансформация и сопряжение ЕАЭС с ЭПШП» и конференция «Автомобильный транспорт: новые возможности для укрепления евразийской интеграции».

17 07 31 1 ewastana copy

Организатором конференции высокого уровня выступает Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) при поддержке уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС в области транспорта.

— На мероприятии будут обсуждены следующие ключевые вопросы: цифровая железная дорога, электронная паспортизация транспортных коридоров, внедрение безбумажных технологий, источники финансирования инфраструктурных проектов, новый шелковый путь и реализация транзитного потенциала, перспективы развития мультимодальных перевозок, развитие евразийских транспортных коридоров и маршрутов – от Европы до Китая за пять дней, интеллектуальные транспортные системы.

На мероприятии будет представлен аналитический доклад о состоянии рынка автомобильных перевозок в ЕАЭС. Участники обсудят пути и проблемы формирование общего рынка автотранспортных услуг Союза, пути устранения барьеров, создание эффективной транспортной системы и повышение мобильности граждан, иностранный опыт интеграции в систему евроазиатских транспортных связей.

В Кыргызской Ассоциации перевозчиков и логистов «Деловой Евразии» пояснили, что в рамках формирования единого рынка транспорта в ЕАЭС, КР важно решить ряд пунктов, но сделать это необходимо, прежде всего, на национальном уровне.

temirbek shabdanaliev 1

— Есть две темы, которые для нас очень интересные и важные, — говорит президент Ассоциации Темирбек Шабданалиев. — Прежде всего, это существующие и пока еще остающиеся барьеры, которые чинят нашим перевозчикам структуры в Казахстане и России. Эти две страны самые важные для наших водителей, потому что с ними идет самый большой оборот. Конечно, сейчас ситуация намного проще и прозрачнее, чем раньше – стало меньше бюрократии и коррупции, но все же, мы хотели бы их обозначить и осветить. Но главные проблемы не там, а в правительстве Кыргызстана. Наш Минтранс отстает от ЕАЭС – об этом надо говорить. Во-первых, неправильное налогообложение. Индивидуальные перевозчики получили большое развитие благодаря патентной системе. Он [перевозчик] имеет автомашину, купил патент, и сам себе хозяин. И такие водители проводят транспортную политику. А в ЕАЭС сильная конкуренция, и они поодиночке справиться не могут. Получается, сами себе делают хуже. И так везде, вся система: и фермеры, и перевозчики – мелкотоварная и мелкопорционная, и это очень сильно тянет всю экономику назад. В результате, не могут выдержать системную конкуренцию.

Другой проблемой предприниматель назвал вопрос автопарка – он, в большинстве своем, устарел. И здесь бизнес также видит плохую работу отечественного кабинета министров.

— Наше правительство и Минтранс не проводит, и не проводило никакое обновление. Это привело к развалу. До сих пор используются в основном, МАЗы, ГАЗ-53 – это все старые машины. Они тоже неконкурентные на международных рейсах, — поясняет собеседник.

Ситуацию усугубляют вводимые экологические нормы и соответствующие требования к характеристикам двигателей на грузовиках. В странах ЕАЭС, как сообщала «Деловая Евразия», это становится трендом, Также, высокие требования к экологическим нормам существуют в ЕС, где, в том числе, осуществляют перевозки кыргызские водители.
Из ситуации, говорит предприниматель, можно выйти, если внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс, вести скоординированную политику по грузоперевозкам, и создать систему лизинга автопарка.

— Это должна быть не частная, а именно государственная лизинговая компания, — подчеркивает Темирбек Шабданалиев. — Парк надо менять, давать машины в лизинг, и контролировать все это через государство.

Собеседник отметает, что в Кыргызстане насчитывается около 150 тыс. грузовых машин. Многие принадлежат отдельным владельцам, многие объединены в организации. Около 200 компаний возят грузы по международным направлениям. Вместе с тем, треть автопарка простаивает, приходит в упадок, требует особой работы и внимания. Стоимость автомашины европейского производства на вторичном рынке в Кыргызстане – от 50 до 100 тыс. долл.

Василий Кочанов
§ Деловая Евразия