Нововведения признаны соответствующими требованиям ЕАЭС

9 января 2018 года, в Большом зале Министерства экономики КР с участием министра Артема Новикова, председателя Государственной налоговой службы при Правительстве КР Октября Абдыкаимова, заместителя министра экономики Баккельди Тюменбаева, других государственных органов, бизнес ассоциаций, состоялось обсуждение проекта закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР по вопросам внедрения электронной системы фискализации налоговых процедур».

Проект Закона предусматривает внедрение электронного патента, электронной системы фискализации процедур учета торговых операций, создание единой нормативной правовой базы для внедрения электронной системы администрирования налогов и методов дистанционного администрирования налогов.

img 8685

— Данный законопроект дает возможность современного метода администрирования, обеспечивает дистанционный налоговый контроль и самое главное, сокращает до минимума коррупционную составляющую, — сообщил Артем Новиков.

По словам председателя Государственной налоговой службы КР Октября Абдыкаимова, законопроект повысит прозрачность хозяйствующих субъектов, которое предусматривает введение единого механизма маркировки продукции и установление принципа прослеживаемости товаров, реализующихся на территории ЕАЭС.

В Палате Налоговых консультантов КР «Деловой Евразии» пояснили, как нововведения отразятся на предпринимательской среде. Так, по словам председателя Правления профессионального объединения «Палата налоговых консультантов» Татьяны Ким, предметом законопроекта является создание системы прослеживаемости товаров, которая внедряется во всех странах ЕАЭС. В соответствии с ним можно будет оформлять продление патента через кабинет налогоплательщика с использованием электронных средств связи без визита в ГНС.

tatiana kim2

— Система прослеживаемости торговых операций состоит извнедрения электронных счетов-фактур, фискализации ККМ с обеспечением передачи информации в ГНС в режиме реального времени, создания системы маркировки товаров, — говорит Татьяна Ким. — Создание такой системы активно обсуждалась на площадках ЕАЭС в течение последних полутора лет. Оно закреплено в ряде международных соглашений, вошло в 2017 году в Программы правительства по первоочередным мерам, а также в Программах «Таза Коом» и «жаны Доорго-Кырк Каддам». В случае несоздания системы прослеживаемости товаров, КР окажется в фактической экономической изоляции и коллапсе.
Кроме того, электронизация налоговых процедур тесно увязана с перспективными задачами перехода экономики в целом в цифровой формат. И со временем должно привести к переходу администрирования налогов в дистанционную форму.

По словам собеседника, поправки в законопроект более чем своевременны, и даже немного запаздывают, так как многие страны с цивилизованным налоговым администрированием это уже сделали, по крайней мере, уже пять-шесть лет тому назад. Так, государства ЕАЭС внедрили оформление электронных счетов-фактур: Армения – с 2011, РФ – с 2012 г., РБ – и РК – с 2016 года.

— В Кыргызстане электронные счета-фактуры были бы также уже внедрены, если бы Жогорку Кенеш не настоял на том, чтобы Постановление ППКР № 318, вносящее соответствующие изменения в Налоговый кодекс, было принято в очень усеченном объеме, а вместо электронных счетов-фактур было внедрено присвоение номеров, — отмечает Татьяна Ким. — Фактически требования по фискализации ККМ начали внедряться уже с позапрошлого года, но работали по Постановлению Правительства, а изменения в НК вносятся только сейчас. При этом можно отметить еще и тот факт, что Налоговая служба работает над внедрением данных систем еще с прошлого года и фактически программное обеспечение для работы таких систем уже во многом создано.
Что касается маркировки товаров, то КР должна была в соответствии с международным Соглашением ЕАЭС провести пилотный проект по меховым изделиям еще в прошлом году, но мы к его реализации еще и не приступили.

По информации пресс-службы Минэкономики КР, проект закона вынесен на общественное обсуждение 22 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства, 25 декабря он был одобрен в правительстве, и 27 декабря 2017 года принят в первом чтении на пленарном заседании Жогорку Кенеша. Кроме того, Министерством экономики 11 декабря 2017 года проект Закона был направлен в Национальный Альянс Бизнес Ассоциаций для дальнейшей рассылки и ознакомления бизнес-ассоциациям.

Представители бизнеса, в частности, президент ассоциации поставщиков, производителей и дистрибьюторов КР (АППД) Гульнара Ускенбаева, активно обсуждают проект.

gulnara uskenbaeva1

— Вчера в Минэкономе состоялся круглый стол по очередным изменениям в Налоговый кодекс. Коротко для бухгалтеров, что нас ждет: счет-фактуры он-лайн будут заполнять все (и плательщики НДС и неплательщики) и возникнет много проблем по устойчивости доступа к интернету (плюс - выиграет Акнет/Мегалайн и т.д., все перейдут на Ethernet подключения (умный термин подсказали..:))…, — пишет глава АППД на своей странице в Фейсбуке.

В Палате налоговых консультантов отмечают, что переход действительно произойдет, и будет поэтапным. Так, плательщиков НДС, импортеров и экспортеров это коснется уже 1 июля 2018 года, остальных – по решению Правительства, в последующие периоды. Более того – все плательщики НДС уже подают отчетность в электронной форме, а многие плательщики подают и другую отчетность в электронной форме. Сложность, по словам Татьяны Ким, может возникнуть в другом.

— Проблема качества и доступа к интернету есть в регионах. Ее решение предусмотрено Программой «Таза коом», на реализацию которой предусмотрены бюджетные средства в утвержденном бюджете на 2018 год. Также многие доноры выражают сегодня желание принять участие в реализации данной Программы, — отмечает эксперт.

В отношении маркировки товаров, вводимой в рамках углубления интеграционных процессов в ЕАЭС, эксперт отметила вариативность маркирования – от штрих-кодов, до QR- и RFID-меток.

— RFID – это радиочасточтный чип, — говорит собеседник. — С первыми и вторыми видами маркировки хорошо знакомы и производители товаров, и потребители – ими сегодня промаркированы большинство видов продукции, поскольку они используются в международной торговой маркировке, их стоимость невелика. RFID-метка в виде чипа встраивается в носитель – например, бирку, которая прикрепляется к товару, как правило, к дорогостоящему, и который исключает возможность наклеивания на товар носителя метки, например, меховые изделия. Главная особенность меток – это возможность считывания данных, содержащихся в ней, при помощи специальных приборов или ай-фоном, если в него встроена специальная программа. При этом отпадает необходимость пересчитывать или осматривать товар вручную, например, на таможне, а все можно просчитать при помощи нанесенных меток. Эти метки действительно дорогие – 1-2 доллара.

Касаясь вопроса отчетности налогоплательщика через электронно-цифровую подпись – ЭЦП, эксперт отметила, что ЭЦП уже активно применяется при сдаче отчетности в ГНС.

— Применяемые пин-код и пароль являются одним из видов неквалифицированной электронной подписи. В настоящее время термин «электронная цифровая подпись» отсутствует в законодательстве КР в связи с принятием законов КР «Об электронном управлении и Электронной подписи». Что касается «подешевеет», то это будет зависеть от способа создания Правительством КР регистрационной системы электронных подписей и центров, удостоверяющих эти подписи. Тут много аспектов должно быть рассмотрено, хотя бы элементарная – какая подпись будет использоваться в налоговых целях – квалифицированная или неквалифицированная, как будут создаваться и соответственно выдаваться электронные ключи к разным сервисам, или все это будет осуществляться через единый ключ к кабинету налогоплательщика на сайте ГНС. Последнее было бы единственно разумным. И этот ключ должен предоставляться бесплатно, — подчеркивает Татьяна Ким.

Василий Кочанов
§ Деловая Евразия