Казахстан нарастит поставки продукции пищевой и аграрной промышленности

Открытый публичный диалог бизнеса может решить вопросы информационного обеспечения между Евразийским экономическим союзом и его партнёрами. В рамках активной работы полноформатного Соглашения о свободной торговле (ССТ) между ЕАЭС и Ираном, которое вступило в силу 15 мая 2025 года, деловые контакты призваны усилить экономическое взаимодействие.
Как сообщала «Деловая Евразия», эксперты прогнозируют значительный рост товарооборота в торговле между ЕАЭС и Ираном, до 12 млрд. долларов США, в среднесрочной перспективе. Это потенциально привлечёт новые инвестиции, создаст рабочие места и стимулирует экономический рост в странах-участницах.
Для реализации прогнозов, в деловой среде Евразии нацелены на усиление взаимных информационных обменов.
В частности, советник Департамента международных отношений Тегеранской Торговой Палаты (ТТП), заместитель по международным отношениям, Аббас Нури отмечал открытость торговых компаний Ирана к диалогу.

— И политика руководства (ТТП), и стратегии разработаны таким образом, чтобы способствовать обмену информацией, делегатами, товарами, продуктами и услугами между предприятиями, особенно в частном секторе, — заявлял Аббас Нури в диалоге с «Деловой Евразией».

В продолжение развития диалога с Ираном в Казахстане намерены реализовать совместные планы как можно раньше. С этой целью на предстоящем бизнес-форуме в Астане намерены поднять вопросы расширения спектра торговли товарами народного потребления.

— Для Казахстана это откроет более широкий доступ на иранский рынок – один из крупнейших в регионе, — отмечает в комментарии «Деловой Евразии» президент Дипломатического клуба «Астана» Каирболат Сакметов. — В последние годы казахские потребители всё чаще выбирают продукцию из Ирана. В магазинах и на рынках можно встретить молочные изделия, полуфабрикаты, фруктовые соки, овощи и фрукты, бытовую химию, изделия нефтехимии от пластиков до битума и стройматериалов, оборудование и комплектующие для аграрного и перерабатывающего секторов.

Собеседник отмечает, что с вступлением в силу ССТ ожидается дальнейшее расширение ассортимента и снижение цен на товары из Ирана, это делает их более доступными для казахского покупателя и бизнеса.
В свою очередь, продукция из Казахстана также востребована в Иране. Отмечается стабильный интерес к зерну, муке и ячменю. Растёт спрос на растительные масла и мясо. У казахских предприятий пищевой и аграрной промышленности появились дополнительные стимулы к наращиванию поставок, особенно в условиях сниженных торговых барьеров.

— Выгодным условием для работы нашего бизнеса с иранскими партнерами является качественная логистика, — продолжает собеседник. — Прямые авиарейсы между Алматы, Актау и Тегераном, безвизовый режим до 14 дней, развитая транспортная инфраструктура значительно упрощают деловые поездки. Самые активные и устойчивые направления для поставок товаров – это железнодорожные и автомобильные маршруты в Иран и обратно через Туркменистан. Морские коридоры – казахские порты Актау и Курык, и Энзели и Амирабад в Иране. Транснациональный коридор «Север-Юг», который обеспечивает выход и нам, и нашим партнерам – к рынкам Индии и Ближнего Востока. Все это делает логистику гибкой и способствует развитию мультимодальных схем доставки с минимальными затратами времени и ресурсов.

Между тем, в торгово-экономических отношениях Ирана и стран ЕАЭС сохраняется такая сложность, как прямое межбанковское взаимодействие. В значительной мере ситуация обусловлена действующими международными санкциями. В то же время, пока в евразийском экономическом пространстве сохраняется наследие мировой финансовой системы с зависимостью от резервных валют.

— В результате расчёты чаще всего осуществляются через третьи страны, такие как ОАЭ или Турция. В этих условиях всё более актуальными становятся альтернативные формы торговли, в том числе бартер, когда взаимный обмен товарами позволяет поддерживать товарооборот даже при ограниченных финансовых инструментах, — говорит бизнесмен. — Также существует взаимный дефицит информации: иранские компании недостаточно хорошо ориентируются на рынке Казахстана и других стран ЕАЭС, как и казахские – на иранском рынке. Это замедляет установление деловых контактов и реализацию экспортно-импортных проектов. В этой связи важно постоянно взаимодействовать, участвовать в выставках, обмениваться деловыми визитами и усиливать интенсивность контактов между предпринимателями для лучшего понимания рынков друг друга.

Соб.инф.
Деловая Евразия