Юристы напомнили адвокату из Бишкека о финансовых и структурных последствиях выхода КР из ЕАЭС

Как ранее сообщала «Деловая Евразия», инициативная группа из бишкекской адвокатской среды намерна инициировать закон о выходе КР из ЕАЭС. Главный инициатор – Нурбек Токтакунов, лидер НПО «Прецедент», считает, что в ресупблике был нарушен принцип общественного обсуждения при принятии решения о вступлении в евразийский проект. При этом, он тактично уходит в сторону от обвинения в инициировании раскола ЕАЭС.

— Важно расписать не «последствия вступления в ЕАЭС», потому что понятно, что вступление в новое сообщество всегда влечет какие то проблемы, а «последствия отсутствия общественных дискуссий», настоящего обсуждения, аргументы нужны такого рода – «если бы в свое время обсудили, приняли бы такие то меры». Мы потихоньку собираем такого рода факты, так что можете помочь в этом направлении, — поясняет он в диспуте с единомышленниками.

Между тем, как пояснил в беседе с «Деловой Евразией» эксперт в области права, кандидат юридических наук, Армен Айрапетян, сама по себе процедура прекращения членства в ЕАЭС отлажена в нормативных докуменах договора о ЕАЭС. Она, в частности, урегулирована в положениях Учредительного договора от 29 мая 2014 года и Решении ВЕЭС «О порядке принятия в Евразийский экономический союз новых членов и прекращения членства в Евразийском экономическом союзе». Эти документы регулируют последствия принятого государством-членом ЕАЭС решения покинуть Союз.

— Согласно правилам ЕАЭС любое государство-член вправе выйти из Договора, и тем самым прекратить своё участие в интеграционном объединении, что автоматически также влечёт выход из всех других международных договоров в рамках Союза, — поясняет учёный. — Для реализации своего права на выход государство-член направляет Евразийской экономической комиссии по дипломатическим каналам письменное уведомление. Действие Договора о ЕАЭС в отношении этого государства прекращается по истечении 12 месяцев с даты получения Комиссией такого уведомления.

Согласно договору, государство-член, уведомившее о своем намерении выйти из ЕАЭС, обязано урегулировать финансовые обязательства, возникшие в связи с его участием в Союзе. В Договоре от 29.05.2014 г. подчёркнуто, что данное обязательство остается в силе, несмотря на выход государства из ЕАЭС, вплоть до полного его выполнения. На основе уведомления Высший евразийский экономический совет принимает решение о начале процесса урегулирования обязательств, возникших в связи с участием государства-члена в Союзе.

В отношении Кыргызской Республики действуют те же нормы, что и для всех членов ЕАЭС.

— Вопросы принятия решений о выходе из состава ЕАЭС регулируются внутренним законодательством государств-членов, — продолжает эксперт. — Речь идёт о законе от 24.04.2014 г. № 64 «О международных договорах Кыргызской Республики» (в ред. от 09.06.2015 г. № 126). Согласно данному закону договоры об участии КР в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Республики или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Киргизии обязательно полежат ратификации. В вопросах денонсации таких договоров, к числу которых принадлежит Договор о ЕАЭС, главная роль принадлежит Жогорку Кенешу и Правительству. Правительство сначала должно одобрить предложение о денонсации международного договора, потом внести его в ЖК, который и принимает окончательное решение. Однако при рассмотрении вопроса в Правительстве закон предусматривает наличие обоснования целесообразности денонсации  международного договора КР от инициатора предложения. Помимо этого необходим документ, удостоверяющий согласование с МИД Республики. Министерство юстиции должно предоставить заключение на необходимость изменения нормативно-правовой базы КР в связи с денонсацией  такого международного договора. Требуется также оценка Министерства финансов о возможных финансовых последствиях денонсации международного договора. Более того, законодатель требует оценку других заинтересованных министерств и ведомств, а также согласования с ними в случае наличия предложения о денонсации международного договора.

Когда же парламент принял решение о денонсации договора, и об этом уведомили ЕЭК, то выходящее государство-член может не участвовать в принятии органами ЕАЭС решений, имеет право участвовать в принятии актов органами Союза, которые непосредственно касаются данного государства, до истечения 12-месячного срока. Однако оно не будет участвовать в принятии решений, затрагивающих вопросы функционирования ЕАЭС после выхода этого государства из Союза.

Между тем, в случае, традиционном для Средней Азии, когда государство отменяет собственное решение, и действует так несколько раз подряд, это может принести намного большие сложности, чем компенсации и структурные изменения законодательства.

— Государство может и отозвать своё уведомление. Но может получится ситуация, когда Киргизия обязана будет исполнять решения, в принятии которых не принимала участие. То есть, речь идёт о дестабилизации членства Республики в ЕАЭС. Власть должна быть устойчивой и сильной, — резюмирует Армен Айрапетян.

Павел Громский

§ Деловая Евразия