Британский плебесцит подстегнет передел мировых рынков
Третья декада июня 2016 открылась снижением доллара на рынках Евразии. Центрбанки ЕАЭС отмечают удшевление резервных валют. В России курс доллара снизился более чем на рубль – на 1,28, и на 80 копеек упал евро. ЦБ никаких особых мер пока не предпринимает, выжидая возможности снизить учетную ставку. От резкого падения доллар пытаются уберечь в Кыргызстане – нацбанк в четвертый раз с начала 2016 года скупил долларов, в этот раз на 18,5 млн. Всеобщее ослабление американской валюты отмечают не только российские и кыргызские финансисты.
— Это произошло из-за роста интереса к риску на мировых рынках. Кроме того, имеет место общее ослабление доллара, — прокомментировал «Новостям Саратова» руководитель дирекции финансовых рынков Уральского банка реконструкции и развития Владимир Зотов.
По мнению финансиста, оптимизм был связан с уверенностью в решении Великобритании 23 июня выйти из состава Евросоюза. Аналогичного исхода аналитики ожидают и от предстоящих в Испании досрочных парламентских выборов, итоги которых окажут воздействие на курс евро, как и выступление главы ФРС США Джанет Йеллен.
Учитывая, что последние опросы общественного мнения указывают на лидерующую позицию приверженцев сохранения Великобритании в составе ЕС, инвесторы заняли оборонительные позиции, а крупнейшие центробанки мира с волнением ожидают исхода референдума.
— Очевидно, это очень важное решение для Великобритании и для Европы, — заявила Джанет Йеллен после того как американский центробанк сохранил ключевую ставку в диапазоне 0,25-0,50 процента годовых. — Это решение, которое может иметь последствия для ситуации на мировых финансовых рынках.
В свою очередь, ЦБ Швейцарии намерен противодействовать росту франка, если Британия покинет зону евро. Япония, Китай, Австрия – повсеместно финансисты отмечают высокую вероятность очередных встрясок на мировых рынках валюты. На этом фоне неожиданным прозвучал заявление Джорджа Сороса о о превращении России в мировую державу. Свое мнение филантроп высказал 20 июня в Лондоне. Он провел параллели между нынешней РФ и тем, что было 25 лет назад с СССР. По его мнению, распад Советского Союза повлиял на рост благосостояния Евросоюза.
В свою очередь, европейские аналитики отмечают возможный шторм всей мировой экономки в случае выхода Великобритании из состава Евросоюза.
— Голосование в ходе референдума в четверг в пользу выхода из ЕС не только нанесет удар по британской экономике и ее торговым партнерам, по крайней мере в краткосрочной перспективе, но и поставит под сомнение будущее блока, на долю которого приходится примерно четверть глобального производства. Это также добавит нервозности инвесторам, обеспокоенным ростом антиноменклатурных настроений во многих богатых экономиках, в то время как кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп усиливает свою популистскую риторику в предвыборной борьбе, — пишет Reuters.
Прокомментировать заявление евроаналитиков «Деловая Евразия предложила кыргызстанскому политологу, Денису Бердакову. По его мнению, потрясния коснутся не только финансовых рынков. Более того, эксперт отмечает, что сама модель мировой экономики будет трансформирована в инфе формы, следуя за научно-технической революцией.
— Да, передел рынков идёт, — говорит эксперт. — Тенденция наблюдается с 2011-2012 годов. Рынки трансформируются в технологическом направлении. Идёт формирование нового уклада, который касается всех видов ресурсов, в том числе, и сети Интернет. Многие вещи меняют принципы нашего сознания. В первую очередь, это нано-технологии, это биотехонологии – медицина, и одно из важнейших – это образовательные, когнтивные технологии. Они, все эти модели были всегда, но не созадвали ВВП стран, а теперь выходят на ведущие позиции. И в рамках НТР создают основной базис. Теперь на первый план выйдут отрасли, которые будут обучать – непрерывное обучение с первого года рождения, и до пяти лет, или такие технологии как медицина, которая будет сопровождать человека от самого рождения, неотступно следуя за ним.
Политолог отмечает, что речь идёт об экономике совершенно нового типа. По его мнению, большинство указанных технолоий сущестуют и используются в обыденной жизни, хоть и не повсеместно. Это и медпрепараты вроде нано-лейкопластыря, который и кровь останавалиает, и раны заживляет, и технологии по обучению по ускоренным методикам. При этом, считает политтолог, все технологии тяготеют к удешевлению производства и испльзования человека как производственной единицы.
В этом отношении логичны переделы и трансформации устоявшихся традиционных рынков, к которым относися и рынок Европы, и Великобританнии, как части европейского рынка и представителя политического эстеблишмента ЕС.
— Соответственно, коропрации передалывают рынки, перестариваются. Так, техническое исполнение одного робота закрывет десять рабочих мест. Или – один завод заменяет 10. И так – во всех отраслях. По всему миру образуется много людей, которые не будут работать. Идёт передел рынков, и выбор у человека будет – или обучаться, или обсулживать. Возникнет вопрос – что делать с населением, которое не будет занято, и которго становится всё больше.
По словам собеседника, число занятого в экономике населения резко сокращается, в то время, как стоимость техническоих новаций возрастает.
— Обновление технологий происходит примерно раз в 20 лет, — говорит Денис Бердаков. — Стоимость вложений возрастает примерно на 25-30, и более, процентов в год. Если какие-то инвестиции обходились в размере 2 млрд. долларов в 2011 году, то к 2029 году они составят уже 30 млрд. долларов. При этом, идёт рост самих нанотехнологий, а доля человеческого участия, наоборот – падает.
Касаясь тенденция прекраивания рынков на примере Евросоюза, эксперт отмечает, что они коснутся всех экономических и политических пространств.
— В выигрыше окажутся прежде всего наукоемкие производства и, соответственно, страны, где эти производства расположены, такие «точки» с научным подходом. Их во всем мире нмного – есть в районе Бостона и Силиконовой долины, две – в Великобритании, одна – в КНР и одна в Евросоюзе. В ЕАЭС и в непосредственно в Кыргызстане – нет. Кыргызстан в научной жизни никак не участвует, поэтому, его ждет участь или простого получаетеля, пользователя технологий, или он окажется на задворках новых рынков, — заключает Денис Бердаков.
Василий Кочанов
§ Деловая Евразия