Пример Армении в ЕАЭС

 

На этой неделе существенное место в информационной жизни Армении было уделено евразийской тематике. О ней говорил премьер-министр Карен Карапетян в своем интервью телекомпаниям.

Много интересного об отношении к евразийской интеграции рассказало исследование Евразийского банка развития (ЕАБР).

Падение общественной поддержки

На этой неделе был опубликован ежегодный доклад исследовательского проекта «Интеграционный барометр ЕАБР», который реализуется Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) с 2012 года в партнерстве с Международным исследовательским агентством «Евразийский монитор».

«Интеграционный барометр ЕАБР – 2016» показал, что за год поддержка евразийской интеграции в Армении упала на 10% – с 56% до 46%. А всего с 2013 года, когда президент Серж Саргсян объявил о намерении вступить в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), она снизилась на 21%.

При этом выросло число тех, кто относится к евразийской интеграции безразлично (с 29% до 33%) и негативно (с 10% до 15%).

Жители Армении больше других настроены пессимистично и в оценке перспектив интеграционных процессов на постсоветском пространстве. На вопрос, будут ли в ближайшие пять лет страны СНГ (бывшего СССР) сближаться или отдаляться друг от друга, лишь 14% ответили положительно (26% в 2015 г.). А 20% считают, что страны СНГ будут отдаляться друг от друга (в 2015 г. так считали 17%).

Карен Карапетян о ЕАЭС

Вопросу евразийской интеграции, в частности плюсам и минусам для Армении от участия в ЕАЭС, много внимания также уделили журналисты ведущих армянских телеканалов в ходе своего общения с главой правительства.

Карапетян заявил, что убежден в правильности решения Армении вступить в ЕАЭС.

— Мы становимся членами клуба, в котором рынок увеличивается и где максимально возможно распределить наши потенциальные возможности, — сказал он.

При этом на замечание, что членство в ЕАЭС ничего не дало Армении, премьер призвал подумать над тем, что ожидало бы в таком случае армянскую экономику в нынешней кризисной ситуации. А также заметил, что никто не мешает Армении наряду с членством в союзе развивать экономические отношения с другими союзами и странами.

— Представим: мы не были бы на рынке ЕАЭС, также наш товар в основном был бы предоставлен или направлен на эти рынки. Что бы было, если бы мы не были членами ЕАЭС? Этой аналитики нет. Во-вторых, будучи на рынке ЕАЭС, разве мы исключаем работу на других рынках? Нет. У нас есть большой потенциал, чтобы занять другие рынки, и разве ЕАЭС нам в этом мешает? Конечно, нет. Именно по этой причине в основном от нас зависит, можем ли мы пользоваться членством в ЕАЭС. Если мы не очень этим пользуемся, сваливать вину на других, полагаю, неправильно. Если мы с кем-то дружим, ведь необязательно, что дружим против кого-то, и дружба с другими не исключается, — отметил Карапетян.

При этом надо заметить, что даже в вопросах журналистов чувствовалась слабое понимание того, что же в реальности дает евразийская интеграция Армении и что бы ожидало армянских производителей и фермеров в случае курса республики на евроинтеграцию и подписания Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA).

Если сейчас, по их мнению, у Армении дорогие энергоносители, то какова была бы их цена в случае, если бы Ереван ее закупал по рыночной стоимости. И если, по их мнению, армянские крестьяне не находятся в равных условиях с крестьянами из Белоруссии, которых субсидирует государство, то как армянские крестьяне планируют конкурировать с европейскими фермерами, субсидирование которых намного больше.

И это еще не говоря о том, что из Армении в Россию (основной экспортный рынок) импортируется та сельхозпродукция, которая практически не производится в Белоруссии, или армянская продукция премиум сегмента.

Шаги по исправлению ситуации

Надо отметить, что глава правительства в своем интервью рассказал и о том, как планирует решать экономические проблемы страны. В частности, созданием равных возможностей для всех хозяйствующих субъектов, особенно в вопросе импорта, и борьбой с коррупцией.

Также внимание будет уделено улучшению инвестиционного климата, чтобы в Армению вкладывали деньги не только представители армянской диаспоры.

—Мы хотим открыть инвестиционное поле не только для наших армян из диаспоры. Мы заинтересованы, чтобы армяне из диаспоры пришли, но эти правила игры будут действовать и для них, и для китайцев, и для других. Чтобы они чувствовали себя защищенными, мы обеспечим взаимную связь в лице нашего Министерства экономического развития и инвестиций, которое, грубо говоря, назвали омбудсменом, защитником, примирителем бизнеса, предпринимателя. Бизнесмен, когда встречает какое-либо препятствие, идет в это министерство. Если этого будет недостаточно, мы в ближайшие дни объявим и напечатаем всех тех ответственных, которые будут выходить непосредственно на меня, — сказал он.

Другим шагом, который может существенно улучшить отношение армянского общества к евразийской интеграции, являются муссируемые армянскими СМИ слухи о новом снижении Россией цены на газ. Об этом пишет газета «Айкакан Жаманак» (Армянское время), комментируя визит в Армению председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера. Напомним, что предыдущие два визита Миллера в Армению совпали со снижением цен на поставляемый Армении российский газ.

Но даже и без этих слухов, ожидается снижение тарифов для социально необеспеченных слоев населения, а также тепличных хозяйств и сельхозперерабатывающих предприятий. Карен Карапетян на первом заседании правительства в качестве премьер-министра поручил Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ), министерству энергетики и природных ресурсов и министерству труда и по социальным вопросам совместно обсудить и представить предложения по пересмотру тарифной политики на газ и электроэнергию. Председатель КРОУ Роберт Назарян сообщил журналистам, что тарифы на газ могут быть пересмотрены к 1 января 2017 года, а на электроэнергию – к 1 февраля.

Помимо этого, армянское руководство лоббирует подписание соглашения о зоне свободной торговли с Индией, и особенно с Ираном (с которым только Армения из стран ЕАЭС имеет общую границу). Это должно положительно сказаться на армянской экономике. И Армения заявляет о своем желании стать мостом между ЕАЭС и Ираном.

— Как нам представляется, имеются возможности для одновременной работы над конструкцией, обеспечивающей реализацию временного соглашения параллельно с переговорами между ЕАЭС-Ираном по заключению соглашения о свободной (преференциальной) торговле, — заявил Карапетян в ходе заседания Евразийского межправительственного совета в Минске.

В случае успешной реализации данных планов Карена Карапетяна можно ожидать улучшения социально-экономической ситуации в Армении, что, несомненно, скажется и на отношении армянского общества к евразийской интеграции.

Айк Халатян
«Содружество»