Эксперт: ШОС становиться сильным и влиятельным блоком
Расстановка сил в регионе и мире меняется и проводит к усилению блоков: санкции США против стран Евразии привели к неожиданному для самой Америки результату, что вылилось в изменение конфигурации самого крупного международного объединений – Шанхайской организации сотрудничества.
С 12 по 15 июня 2019 года в Бишкек проходит саммит ШОС. В столице Кыргызстана собралось 11 глав государств и правительства стан-участниц ШОС. Это Республика Индия, Республика Казахстан, Кыргызстан, Китайская народная республика, Исламская республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. Наблюдателями ШОС являются Исламская республика Афганистан, Республика Беларусь, Исламская республика Иран, Монголия. В 2019 году Кыргызстан председательствует в ШОС.
По информации пресс-ведомств и деловых кругов Кыргызстана, столица КР собрала более десяти тысяч участников со стороны государственного сектора, деловых кругов, СМИ.
Повестка саммита – углубление международных отношений в области региональной безопасности
14 июня в государственной резиденции «Ала Арча» проходит основное мероприятие саммита – заседание президентов стран ШОС. Накануне, 13 июня, в Бишкек прошел государственный визит Председателя КНР Си Цзин Пина, состоялся кыргызско-китайский бизнес-форум. Подписаны соглашения в области торговли, образования, безопасности, международного сотрудничества. Основным двусторонним документом стала "Главным документом стала совместная Декларация об углублении отношений всестороннего стратегического партнерства". Торговых и экономических соглашений в рамках бизнес-форума Китай-Кыргызстан подписано на сумму 7,5 млрд. долл.
В настоящее время в Конгресс-холе государственной резиденции «Ала Арча» собираются главы делегаций стран-участниц саммита для заседания в расширенном и узком составах.
Аналитики уже назвали бишкекский саммит ШОС судьбоносным. По словам эксперта в области международных отношений, аналитика Марса Сариева, проходящие события отражают международные отношения и повестку…
Саммит отличается от предыдущих своей глубиной и сильной позицией, и усиление региона Евразии через сплочение наиболее динамичных экономических и политических игроков.
— Самое первое, что можно сказать о проходящем – это сближение Китая и России, — говорит Марс Сариев в комментарии «Деловой Евразии». — Ранее Китай делал больший упор на торговое позиционирование, а Россия – на военно-техническое. Но, прошедший Санкт-петербургский экономический форум показал, что страны начали сближаться, и как отмечено на этом форуме, стали «спина к спине». Это связано с усилением экономических санкций и давлением США как в отношении России, так и Китая. И если саммит в Бишкек, что заметили все – имел очень много накладок в программе, то это как раз связано с тем, что идет сближение двух стран – Китая и России. Формируется антиамериканская платформа.
Америка, считает аналитик, способствует тому, что ШОС начала объединять вокруг себя остальные страны региона Евразии. В активном режиме с «шанхайцами» взаимодействуют страны-наблюдатели и ассоциированные члены – Пакистан и Индия, которые также находятся под давлением со стороны США.
— Фактически, речь идет о коллективном осознании того, что безопасность в регионе зависит исключительно от стран Евразии. Именно вопрос сохранения региональной безопасности способствует объединению стран в один мощный блок. Ранее в самих странах ШОС, и в большей мере, российских политологических кругах, существовали опасения, что организация станет чисто китайским проектом, с китайской торговой повесткой. Теперь, после присоединения к ШОС Индии и Пакистана, это опасение отсутствует. Будет более эффективная работа, и, хотя многим кажется, что у участников [ШОС] разные векторы развития и движения, очевидно, что вопрос безопасности в регионе способствует формированию общего языка и единого вектора, — подчеркивает Марс Сариев.
Другим важным аспектом проходящего саммита эксперт называет локальный результат – прорыв в кыргызско-китайских отношениях. В последние годы Китай получил высокий уровень нареканий и обвинений в участии в коррупционных скандалах при реализации двусторонних проектов совместно с государственными структурами Кыргызстана. Это привело к переформатированию инвестиционного подхода Поднебесной в стране «Ала Тоо».
— Если внимательно изучить соглашения, заключенные между КНР и Кыргызской Республикой, то заметно большая часть проектов заключены между государственными учреждениями Китая и частными компаниями Киргизии. Си Цзин Пин проводит новую политику в регионе. Некоторые российские эксперты скоропалительно заявили, что эти договора, являются меморандумами. Китайский меморандум очень сильно отличается от российского — Китай до последней буквы будет реализовывать эти проекты, так как понимает, что нужно завоевывать друзей в регионе, в отличие от России, которая использует меморандумы как политический инструмент.
Напротив – у Кыргызстана появляется хороший рынок. Это, помимо прочего, еще и своеобразный маркер для ЕАЭС, который в этом свете выглядит очень невыгодно. К примеру, Узбекистан не входит в ЕАЭС, а в лице КНР республика обрела очень сильного партнера – торгового и регионального, — заключает Марс Сариев.
Савелий Петров
§ Деловая Евразия