В Кыргызстане предложили новые политические меры в борьбе с последствиями пандемия COVID-19

Кыргызский экономист Алмаз Сарыбаев считает, что в период борьбы с последствиями пандемии COVID-19 экономику Кыргызстана выведет из кризиса пересмотр кадровой политики с уклоном в сторону компетентности. Свои заключения он изложил в интервью «Деловой Евразии».

— Пандемия коронавируса COVID-19 нанесла стране экономический ущерб, объем и глубину которого еще предстоит оценить, но правительству придётся буквально выкарабкиваться из него. На каких постулатах, по-вашему, должна строиться экономическая политика в постпандемический период?

— Во-первых, постпандемический период по прогнозам ВОЗ и ведущих европейских, а также, других мировых научных медицинских институтов, продлится, как минимум ещё два года. Это связано с тем, что должна быть найдена эффективная противовирусная вакцина. Поэтому однозначно утверждать что-либо крайне затруднительно. В данном контексте, учитывая состав нашего кабмина, считаю, что выход из сложной сложившейся экономической ситуации, возможен после проведения парламентских выборов с новым по качеству и содержанию составом членов правительства. От нового главы и будет зависеть вся антикризисная политика. Необходимо сказать, что сегодня не только наша страна, но и весь остальной мир испытывает различные сложности. Есть особенность – у многих государств мира достаточно ресурсов, что невозможно сказать о нас. Если же говорить предметно о постулатах, то это огромная программа, суть которой практически невозможно изложить в одной беседе. Поэтому отмечу ключевой тезис антикризисной экономической политики. Могу рекомендовать власть предержащим задуматься о необходимости поиска и привлечения думающих и компетентных кадров, с проведением ежедневных мозговых штурмов. Хотя подобная практика должна применяться на перманентной основе. Особо подчеркну, что антикризисные меры надо генерировать прогрессивными умами. Сама по себе сложившаяся кризисная ситуация без эффективных подходов, решений и особенно профессионального кадрового состава, решаться не будет.

— На текущий момент налицо отток инвестиций из страны. Какой перечень мер необходим, чтобы купировать этот процесс?

— Конструктивный вопрос. Видите ли, данная проблема присуща и нашей стране, и другим. Процесс привлечения инвесторов сложный и многоаспектный, на него влияют многие факторы – как субъективные, так и объективные. Например, на сегодня отток капитала составляет сумму больше 400 млн. долл. США. Очень тревожный сигнал. Купировать этот процесс одномоментно крайне затруднительно. Для этого необходимо реализовать целый комплекс мероприятий, который вбирает в себя множество элементов. В такой задаче должны участвовать все ветви власти, начиная с локальных органов местного самоуправления, заканчивая Администрацией Президента. В условиях стремительно ухудшающейся мировой конъюнктуры, борьба за инвестиции интенсифицируется. Скажу особо, что работа в данном фарватере должна стать особо приоритетной. Помимо формальной статистики в стране существуют и теневые, неучтённые потоки капитала. Одной из мер должно стать изменение плоскости, а именно – данные теневые потоки должны проводиться через банковскую систему страны. Также необходимо разработать систему мер, которые должны гарантировать исключительную сохранность и неприкосновенность инвестиций. В нынешних условиях с учётом нашего отношения к инвесторам, существующего законодательства, купировать негативный процесс крайне затруднительно.

— Как вы оцениваете эффективность правительственных мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса?

— Правительство принимает определённый комплекс мер. Но, как явствует из реальной действительности, они недостаточны. Продолжает иметь место давление или поборы со стороны правоохранительных органов и криминальных структур; «откаты» с каждой операции или тендера; целый перечень «вредоносных» постановлений и положений. Требуется ликвидировать бюрократические препоны при регистрации субъектов предпринимательства. Учитывая, что в структуре ВВП доля малого и среднего бизнеса составляет около 50%, меры в данном секторе должны быть ощутимыми и результативными. Например, малый бизнес нужно освободить от всех видов налогов на несколько лет. Одним словом, предоставить налоговые каникулы. А выдача кредитных средств банками и прочими финансовыми структурами являются всего лишь одной из мер стимулирования. Поэтому в данном направлении надо реализовывать целый перечень мероприятий, направленных если не на улучшение, то хотя бы на поддержание статус-кво.

— Что вы можете сказать об устойчивости национальной валюты?

— Национальная валюта поддерживается исключительно за счёт золотовалютных резервов НБКР. Пока нет реальной экономики, не будет и устойчивости национальной валюты. Кроме того, на курс сома влияет много факторов, одним из которых является колебания курсов валют в сопредельных странах. В целом же устойчивость любой национальной валюты зависит от грамотной и компетентной экономической политики государства. Приток денежных поступлений от трудовых мигрантов также оказывает существенное влияние; импорт-экспорт операций; золотовалютные резервы; мировая конъюнктура; влияние политических изменений. Всё в совокупности и определяет устойчивость нашей национальной валюты.

Турсун Беков, специально для
§ Деловая Евразия