Итоги 2023 года – вызовов для крупнейшего континента стало больше

В октябре 2023 года Кыргызстан отметил завершение своего председательства в органах СНГ в уходящем году. В октябре Бишкек стал столицей сразу нескольких саммитов в рамках евразийской интеграции. По словам представителей государств, которые посетили саммиты СНГ, ЕАЭС и ШОС, уровень организации и глубокий подход к вопросам и тематикам саммита, показывают активность правительства республики в международной повестке. Между тем, как неоднократно отмечали наблюдатели, длительное время Кыргызстан считался малоперспективным партнером в ЕАЭС, и имел невысокие рейтинги у экономистов и политиков. Участие в процессе евразийской интеграции позволило стране выразить себя более широко. Об этом свидетельствуют как оценки партнеров Кыргызстана на высшем уровне, так и аналитики. В частности, директор Аналитического центра «Стратегия: Восток-Запад» Дмитрий Орлов считает, по что степени вовлеченности и коллективной ответственности в евразийское сообщество Кыргызстан может сравниваться только с Россией. Своим мнением аналитик поделился с редакцией «Деловой Евразии».

— Что можно сказать о статусе Кыргызстана по итогам трёх проведенных мероприятий – Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества, Совета глав государств СНГ, Евразийского межправсовета?

— До недавнего времени в глазах геополитических игроков Кыргызстан был «слабым звеном» в вопросах интеграционных процессов. Даже в России, стратегической союзнице, отдельные аналитики рассматривали республику, как «чемодан без ручки».
Все прошедшие в Бишкеке мероприятия в очередной раз показали, что, активнее Кыргызстана в деле развития и укрепления интеграции в Большой Евразии действует только Россия. Кыргызстан неоднократно доказал, что может отстаивать в рамках интеграционных проектов свои национальные интересы и уже имеет возможность этим пользоваться. Канцлера ФРГ четко поставили на место, указав, что Кыргызстан – это евразийская держава, и выстраивать отношения внутри страны, в том числе, межконфессиональные, правительство будет по своим лекалам. Сенатор США также получил отповедь о неприемлемости вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Статус страны в последнее десятилетие несомненно возрос. Что касается итогов прошедших в Бишкеке мероприятий, то и их ценность для позиций Кыргызстана во внешней политике определит количество не подписанных, а объем и степень реализованных соглашений.

— Как меняется восприятие Кыргызстана внешними игроками, имеющими интересы в центрально-азиатском регионе?

— Западным и восточным игрокам, вроде Японии и Южной Кореи, Кыргызстан всегда был и будет интересен только в качестве территории, где можно вставить «шпильку» России, Китаю и Ирану. Страны ЕС, в свою очередь, противодействуют здесь не только Москве, Пекину и Тегерану, но и друг другу, а также Британии и США. США противостоит Британии и Европе, хотя по некоторым вопросам они являются союзниками. Британия, соответственно, противодействует в Кыргызстане всем вышеперечисленным странам. Монархии Ближнего Востока противодействуют усилению Турции, а Индия и Пакистан — друг другу. Поэтому сложно определить, кто сыграл ту или иную геополитическую «партию», и в чью конкретно пользу.
В ином качестве Кыргызстан в мире никому не интересен. Хотя о том, что Кыргызстан важен, говорили и будут говорить ещё долго — и в Вашингтоне, и в Лондоне, и в Брюсселе. Но реальная политика от публичной очень сильно отличается, что бы там ни говорили.

— Кому выгодно усиление страны в регионе?

— Есть те, кто знает выгоды от усиления Кыргызстана в регионе. Это Россия. Есть те, кто не знает этих выгод. Это соседи республики по региону. России нужен сильный, вменяемый, дееспособный и если не дружелюбный, то, хотя бы лояльный Кыргызстан. Что касается соседей по региону, то они только совсем недавно стали понимать, что Кыргызстан не менее важен для Центральной Азии, чем кто бы то ни было. Потому что регион устроен так, что слабость одного – это всегда угроза для другого.

— В таком случае, кому невыгоден сильный Кыргызстан?

— Тем, кто изначально делал всё, чтобы в Кыргызстане исчезла основа для процветания любого государства – промышленность и сельское хозяйство. Первую скрипку в разрушении промышленного и аграрного секторов играли США. Поэтому здравомыслящие люди давно не верят, что Штаты хотят осчастливить народ Кыргызстана. Вслед за Штатами в этот ряд станут те, кто следует в американском фарватере – и целые страны, и общественные компании, и отдельные политические деятели.

— Насколько, по вашему мнению, Кыргызстан, как и другие страны центрально-азиатского региона, подвержены влиянию англо-саксонской коалиции?

— Недавний саммит президентов Центральной Азии и США признают символическим даже на Западе. Большее значение по-прежнему будут иметь двусторонние контакты. Отношения с США прописаны во внешнеполитических концепциях всех стран Центральной Азии, поэтому придавать особого значения заявлениям Вашингтона, Астаны, Бишкека и остальных не стоит.
То же самое – и в отношении встреч по линии ЕС-Центральная Азия. Американцы и европейцы давно заняли в регионе свою нишу. В основном это гуманитарные проекты, программы в области прав человека. Что касается экономической составляющей, то Западу предложить региону просто нечего. Наоборот – после успешной реализации американских программ в 90-е годы мощный промышленный потенциал этих стран прекратил свое существование. Кроме того, на Западе знают, насколько экономики стран региона связаны с Россией. Экономические инициативы США направлены не столько против России, сколько в пику Китаю.
Поэтому трудно сказать, какая из стран Центральной Азии больше подвержена влиянию того, что вы называете англо-саксонской коалицией. В этом смысле здесь уже много лет наблюдается шаткое равновесие. Говорить о том, кто из стран региона и насколько сильно подвержен влиянию США, Британии, и так далее, можно будет говорить только в одном случае. Если, или – когда, слова, к примеру, Казахстана, о том, что он будет исполнять санкции против России, перейдут в практическую плоскость.

— Чем может грозить укрепление интеграционной повестки в стратегическом развитии Кыргызстана?

— Изначально противники интеграции Кыргызстана в проекты с участием России вели и до сих пор ведут колоссальную пропагандистскую работу по разрыву отношений Бишкека с Москвой. Например, после недавнего конфликта с Таджикистаном, эти пропагандисты начали выступать за выход Кыргызстана из ОДКБ. При этом, ключевые исполнители информационных атак наверняка знают главную особенность Кыргызстана: здесь никогда на сто процентов не выйдет так, как они хотят.
Конечно, риск очередной «цветной революции» есть всегда. Но даже если к власти в Бишкеке придёт режим, который поначалу будут называть «прозападным», позже он всё равно будет наращивать интеграционные процессы с Россией. Потому что без прямого или косвенного участия Москвы никакое интеграционное объединение в регионе невозможно, как невозможно и существование вне интеграционных программ.

— Какова оценка позиционирования руководства страны, в условиях угроз, с которыми сталкивается евразийский интеграционный процесс в целом?

— Руководство Кыргызстана в настоящий момент ведёт себя вполне адекватно тем целям и задачам, которые стоят перед республикой. В том числе – в сфере интеграции. Конечно, с началом СВО России на Украине возникли некоторые сложности, но они оказались вполне преодолимыми. В 2022 году находились люди, утверждавшие, что всё пропало. Но в итоге выяснилось, что товарооборот между Россией и Кыргызстаном 2022 года вырос на 37% - это 3,4 млрд. долл. Сейчас на Россию приходится 44% экспорта Кыргызстана. Интеграция даёт Кыргызстану колоссальные возможности для развития. И в Бишкеке это понимают.

Савелий Петров
§ Деловая Евразия