Новый налоговый кодекс КР разрушает старую систему учета
Введение единой системы налогов и отчислений устранит «серую бухгалтерию» в бизнесе, создаст предпосылки для базы данных неблагожелательных заемщиков, и повысит социальную ответственность.
Информация о передаче под управление Государственной налоговой службы КР функций Социального фонда и статистического комитета, озвучена в ходе обсуждения новой редакции Налогового Кодекса КР на заседании комитета по промышленной политике, содействию экспорту, развитию инфраструктуры Торгово-промышленной палаты КР.
Открывая заседание, председатель комитета, эксперт по инфраструктурным проектам, логистике и государственно-частному партнерству, Кубат Рахимов, отметил, что действующая с августа 2015 года, рабочая группа по разработке новой редакции Налогового Кодекса КР, принимает предложения от бизнеса, экспертов и налогоплательщиков. По его словам, новая редакция способствует тому, что устранятся такие огрехи бизнеса, как двойная бухгалтерия, что позволит как налоговому ведомству, так и кредитным учреждениям, иметь качественную базу данных для работы с бизнесом.
— Добросовестный налогоплательщик заемщик, они всегда взаимосвязаны, — говорит глава комитета. — Чтобы мы не заставляли финансовые учреждения смотреть так называемую «Б2», как она называется на жаргоне – реальную хозяйственную деятельность, которая часто выпадает из поля зрения налоговой [службы]. Я считаю, что тренд задан – на обеление всей экономки, и считаю, что как раз таки, финансовые учреждения могут выступать так называемым «бенчмарком», они могут нас подталкивать в этом направлении.
Вместе с тем, по словам эксперта, одной из постоянных проблем для КР являются регулярные выборы разного уровня.
— Кыргызстан постоянно попадает под какие-то электоральные циклы, — прокомментировал эксперт ситуацию с реформами в области налогового администрирования. — Вот, к примеру, сегодня можно было провести реформу Налогового законодательства, но в этом году у нас президентские выборы.
Вместе с тем, так как Кыргызстан присоединился к ЕАЭС, в рамках соглашения страна проводит гармонизацию национального законодательства, в том числе – в секторе налогообложения, и внутри ЕАЭС, так и с другими странами.
— Периодические несистемные изменения в основной налоговый документ страны привели к утрате его целостности, — говорит председатель правления Палаты налоговых консультантов Татьяна Ким. — И в результате процесса практики право применения были выявлены противоречия, неясности и пробелы.
В то же время, по словам эксперта, если все изменения будут приняты и получат практическую реализацию, отечественный бизнес вздохнет с облегчением.
Одним из нововведений, по словам участников заседания, моет стать передача налоговой нагрузки с работодателя – на работника, что сильно упростило как само администрирование, так и весь процесс взаимодействия с наемным работником.
— Такая, периодически возникающая идея теоретически, как это часто бывает, хорошая, — отмечает в беседе с «Деловой Евразией» председатель Палаты налоговых консультантов Кыргызстана Татьяна Ким. — Однако сегодня само общество, то есть граждане как таковые в целом, не готовы самостоятельно выплачивать налог. Далеко не каждый работник или индивидуальный предприниматель нацелен на выплату налогов. Нет соответствующего уровня социальной ответственности граждан. Нет того подхода, какой существует у граждан других стран. Пока это связано с отсутствием понимания гражданского долга.
Возложение обязательств по налоговым отчислениям на работодателя связано также с администрированием налогов. Переложение ответственности только на работника приведет к удорожанию всей системы администрирования.
— Сегодня это проще делать агенту, которым является работодатель – здесь работает принцип: «Если делать, то делать все». Иначе не получится – пока не получится. Работодатель, он же – налоговый агент, выполняет обязанности по начислению и уплате не только подоходного налога, но и по социальным отчислениям, часть которых выплачивает работник, часть – работодатель. И если мы передадим всю ответственность наемному работнику, то мы ничего не выиграем – работодатель все равно должен будет выплачивать свою часть. Это – в рамках существующей системы. В перспективе мы как раз и придем, и это будет эффективно, к тому, что все социальные и налоговые отчисления будут идти от работника. А если переложить уплату только подоходного налога на работника, то государству придется ввести двойное администрирование, а работодателю легче не станет, — поясняет эксперт.
Введение единой системы администрирования, учета, начислений и выплат страховых взносов обсуждается в Кыргызстане последние десять лет, и, по словам Татьяны Ким, в настоящее время проходит апробацию в виде пилотного проекта. В него вовлечен, помимо ГНС, соответственно, и Соцфонд. Результаты будут представлены осенью 2017 года. В идеале, введение новой системы должно объединить налоговую службу, Социальный фонд. А в перспективе сложно будет решить и проблему подачи дополнительной отчетности и в Нацстатком.
— Фактически речь идет о дальнейшем сокращении отчетности и количества платежей в принципе. К этому мы идем – да, но не так быстро, как этого хотелось. Данный подход был бы удобен и для работника, и для государства, и для работодателя. Мы много лет говорим о создании электронного Правительства, но, к сожалению, мало делаем.
В рамках такого Правительства, действительно, можно сделать так, чтобы все отчеты подавались в один орган, и обрабатывались в единой информационной системе, что сняло бы часть административной нагрузки с налогоплательщиков.
А пользователем системы станет каждый государственный орган – и правительство, и налоговая, и таможенная службы, и госфиннадзор, и статком. К сожалению, пока еще очень много организационных, технических, программных, и даже системных нравственных вопросов, чтобы говорить о переходе на этот вариант администрирования и учета, — подчеркивает Татьяна Ким.
Как сообщала «Деловая Евразия», в настоящее время конкурентным преимуществом Кыргызстана в Евразийском Экономическом союзе и странах центрально-азиатского региона является низкая ставка подоходного налога – 10%. Введение в 2006 году такой ставки было призвано увеличить активность малого и среднего бизнеса, позволив ему аккумулировать и реинвестировать средства для развития. Аналогичную цель преследовало введение патентов на большой спектр видов деятельности.
При этом, по сведениям экспертов и контролирующих органов, через малый и средний бизнес и в КР происходит значительный неучтенный оборот товаров, работ и услуг, намного большие, чем те, что фигурирует в официальной отчетности налоговиков, таможенников и статистиков. Косвенно неуплату обязательных платежей – налогов и таможенных сборов в Кыргызстане, подтверждают зарубежные контролирующие ведомства и экспортеры. При этом, по словам эксперта, в настоящий момент ситуация такова, что ставку социальных отчислений можно было бы и снизить.
— Если бы сегодня все стабильно платили налоги и социальные отчисления, то ставку социальных отчислений можно было бы сделать даже ниже существующей. Отчисления по сегодняшней ставке покрывают все потребности, но проблема в том, что платят далеко не все. Собираемость социальных отчислений у некоторых категорий малого бизнеса не превышает 45%. А когда мы передадим сбор и администрирование социальных отчислений в ГНС, это приведет к тому, что собираемость вырастет. А в перспективе, если бы все платили налоги, можно эту нагрузку даже снизить. Формально существующий в Кыргызстане принцип равенства и справедливости, который призван уравнять все платежи, отчисления выплаты, фактически не работает. У нас организации платят страховые взносы по ставке 27, 25% от заработной платы ежемесячно. Это очень большие суммы. А индивидуальные предприниматели – в разы меньше. К примеру, на 10 000 сомов заработной платы организация уплачивает 2725 сомов социальных отчислений, а также подоходный налог порядка 900 сомов. А те, кто работает в сельском хозяйстве, выплачивают страховые взносы от 2 до 50 сомов (0,015 и 0,7 долл., соответственно) в месяц, в зависимости от количества имеющихся у них гектаров и членов крестьянских хозяйств. При этом они не являются плательщиками подоходного налога и получают пенсии почти такие же, как и те, кто нормально платит налоги и соцотчисления, — заключает Татьяна Ким.
Павел Громский
§ Деловая Евразия