На выставке MITT-2024 рассказали, в чем уязвимость невысоких требований к бизнесу

Культура обращения с природными богатствами должна стать приоритетом для государства и общества. Потребительское отношение к окружающей среде чревато невосполнимой утратой как природного достояния, так и имиджа страны. В этом убеждены опытные туроператоры из Кыргызстана, участники 30-й Международной выставки туризма и гостеприимства MITT 2024.

Кыргызстан, как участник Евразийского экономического союза, создал максимально выгодные условия ведения бизнеса на своей территории, среди которых туризм занимает одни из приоритетных позиций. По оценкам чиновников Фонда поддержки развития туризма, по состоянию на конец 2023 года в республике действует более 20 тысяч предприятий туристической сферы.


— Первое, что отличает кыргызское законодательство в области экономической деятельности, это доступность, — считает генеральный директор компании «Горы Азии» Алена Дудашвили. — Любой человек может приехать Киргизию и создать свою собственную компанию, даже если он нерезидент страны. Что касается туризма, то эта деятельность у нас в стране не лицензируется. Это второе важное условие.

Наряду с открытостью и доступностью, туризм, как особая сфера, предъявляет свои требования к бизнесменам.

alena dudashvili 1

— Чтобы заниматься туризмом по широкому спектру направлений, нужны обширные знания и опыт, — продолжает глава компании в комментарии для «Деловой Евразии». — Туризм – это большой мир, без знаний тут не обойтись. Если избирается какое-то определённое направление, как например, альпинизм, то должны быть не только знания, но еще и особые, специальные навыки, необходимо специальное снаряжение, подготовка. Альпинизм – очень специфическое направление туризма, и в эту нишу практически никто не идёт работать. Например, в Кыргызстане компаний, работающих в этой сфере, немного – буквально пять-шесть.

Туроператоры, устоявшиеся на рынке, как правило, предлагают широкий спектр туристических услуг, хотя многие профессионально ведут направления с узкой специализацией вроде скалолазания. Альпинизм, пешие туры по горам, автомобильные туры, путешествия на гужевом транспорте, горный туризм в целом – связаны с природными условиями Азии, значительная часть территории которой занята горами.

— У каждого вида своя специфика, — поясняет собеседник. — например, участники автомобильного тура едут на автомобилях, используя или собственное авто, или машину из автопарка туроператора. Сейчас в Кыргызстане меняются условия для дорожного туризма. Строится альтернативная дорога Бишкек-Ош, и можно прокладывать новые, круговые маршруты по всей республике. Раньше перемещались на самолете в одну сторону, и ехали обратно на машине. В этих условиях немного увидишь – одна дорога с одним и тем же пейзажем быстро наскучивает. Теперь будут более длинные маршруты, вырастет продолжительность дней всего тура – появляются варианты у компании, а значит, у туристов есть больший выбор.
Кроме самих дорог, важна прилежащая инфраструктура: гостиницы, места общепита, отдыха. Туроператор учитывает, прорабатывает и обеспечивает все, вплоть до вопросов безопасности, на протяжении всего тура.

Перемены в инфраструктуре и наиболее передовое, среди стран-участниц ЕАЭС и СНГ, законодательство, сделали Кыргызстан очень привлекательным для предпринимателей. Вместе с тем, высокие возможности требуют высокой культуры и отношения к целевой аудитории.

— Многие организуют свой бизнес стихийно, работают без ориентира на качество, и в итоге действуют во вред имиджу страны, — продолжает эксперт. — Не хватает стандартизации, порядка. Рыночная свобода и законодательная доступность привели к тому, что есть ответственные туроператоры, а есть нечистые на руку. Достаточно часто приходится сталкиваться, например, в России, с таким мнением, что «в Киргизии хорошо быть не может». Значит, был опыт, когда люди приезжали, их не очень хорошо обслужили. Естественно, сложилось плохое мнение, и как во всем, оно распространяется быстрее, чем хорошее. А если бы все компании работали по определенном стандартам, это было бы хорошо.

Среди примеров, где природная привлекательность увеличивает привлекательность страны благодаря роли государств в требованиях, предъявляемых обществу, собеседник называет северные страны.

— Хотелось бы перенять опыт развития туризма у Исландии. Наши страны очень похожи по природной составляющей. Это тоже огромные, большие пространства, незаселенные городами, нет урбанизации, дикая природа. Но, для путешествия по Исландии государство создало такие условия, что даже нет нужды пользоваться услугами туроператоров. Везде информационные центры, где в любое время, 24 часа в сутки, семь дней в неделю, любой турист может получить информацию: куда ехать, где остановиться – очень хорошая навигация по стране. Несмотря на то, что там не кладут асфальт, при этом, по грунтовым дорогам комфортно перемещаться. За этим следят рейнджеры, чтобы никто не ездил вне дорог, так как в условиях севера на почвенном покрове очень сильно отражается воздействие автомобильных колес. А в Киргизии достаточно приехать на озеро Сон-Куль, и можно наблюдать следы от машин, особенно если прошел дождь. Это тоже высокогорье, как на севере, и как долго почва здесь будет восстанавливаться, никто не может точно утверждать. При таком обращении с природой рано или поздно будет утрачена ее первозданная привлекательность. Вот здесь и нужен государственной – должна быть инфраструктура, чтобы легко путешествовать, но, при этом, чтобы соблюдались определенные правила поведения, — подчеркивает Алена Дудашвили.

Соб.инф.
§ Деловая Евразия