В Кыргызстан приедут подержанные промпредприятия, и не факт, что все заработают

Экологические последствия китайского партнёрства с Россией, Казахстаном и Кыргызстаном обещают проявиться намного раньше возможного. Утративший основной объём своих водных запасов Китай срочно выводит промпредприятия в страны евразийского союза. Выведение используется как мера для сохранения производства, так и для спасения собственной экологии.

 

В настоящее время Кыргызстан бурно обсуждает промышленный союз с КНР. Как сообщил министр иностранных дел КР Эрлан Абдылдаев, он и его коллега из Поднебесной империи Ван И решили, что в Кыргызстан переедут 40 промышленных предприятий из Китая. 

van i erlan abd 1 copy

Минэк КР рапортует о том, что инициатива переноса принадлежит Кыргызстану, который предложил «рассмотреть возможность переноса производственных мощностей из КНР в КР». Все это – в рамках совместного строительства «Экономического пояса Великого шелкового пути». Договоренность достиг прежний глава кабинета министров Кыргызстана Темир Сариев, в декабре 2015 года, когда был в Китае.

— На встрече с руководством Китая поднимался вопрос по переносу избыточных производственных мощностей КНР в КР. Договоренность достигнута, и работа в этом направлении с китайской стороной проводится, — сообщает пресс-служба Минэкономики.

gao huchuenj 1

Для большего воздействия на КР КНР использовала и свою вотчину – ШОС, где замминистра коммерции КНР Гао Хучуэн и глава Минэкономики КР Арзыбек Кожошев обсуждали вопросы экономического блока. Там же глава МИД КНР Ван И поддержал «неожиданное» предложение кыргызской стороны о переводе избыточных предприятий в КР. Список предприятий хранится в секрете – ни МИД, ни Минэкономики, ни кабмин КР его не разглашают. При этом, в интервью «Деловой Евразии», министр экономики КР отрицает перевод самих предприятий.

arzybek kozhoshev 1

— Это говорят про перевод. Это – перевод мощностей. У нас в Кыргызстане более сорока предприятий, которые сейчас не работают. Мы дали список. Договор заключен между премьер-министром Кыргызской Республики и Китаем в декабре месяце. Премьер поручил нам. На сегодняшний день подготовили 42 предприятия, которые вызывают интерес у китайской стороны, что и озвучил министр иностранных дел, и может быть, некоторые предприятия будут перенесены. Они будут здесь, вложат свои инвестиции. Это говорит о том, что рынок ЕАЭС – 188 млн. человек, для Китая очень интересен, и та продукция, которой у них переизбыток, её они будут переносить, — говорит Арзыбек Кожошев.

По его словам, в рамках договора основная часть сотрудников – 90%, будет представлена гражданами Кыргызстана. Министр особо подчеркивает, что речь идёт не о переводе предприятий КНР, а о реанимировании простаивающих в КР. При этом, он сомневается, что все они будут работать.

— Не факт, что все 40 предприятий, в которых будет заинтересована китайская сторона, заработают, — отметил глава Минэкономики.

Что это за предприятия, есть ли их данные, местоположение, наименование выпускаемой продукции, глава ведомства отвечает лишь, что все согласовано еще в декабре – экс-премьер-министром Темиром Сариевым, и его китайским коллегой Ли Кэцянем.

— По всем этим неработающим предприятиям мы дали список, и китайская сторона рассматривает сейчас. Этот список есть можно получить – это не вопрос. Он есть везде, — уклончиво поясняет глава Минэкономики.

Неоднократные попытки кыргызстанских СМИ выяснить наименования предприятий, о которых говорят министры, не привели ни к чему. Журналисты только рассорились с пресс-службами ведомств, а наименования предприятий всё также окутывает тайна.

В свою очередь, источник «Деловой Евразии» КР в правительстве в частной беседе сообщил, что речь идёт не только, и не столько о простаивающих объектах, сколько о новых для Кыргызстана, но устаревших на родине, заводах и фабриках. При этом, источник дал понять, что фактически выбор самих объектов уже сделан.

— Через какое-то время всё будет известно, и все всё узнают, — пообещал собеседник.

Секретность кыргызско-китайских договоров, как правило, покрывает их ущербность для КР. Так, долгие годы отсутствует доступ к ТЭО по проекту строительства железной дороги (ККУ), выгодной для Китая и Узбекистана, но невыгодной Кыргызстану. При этом, за 20 лет существования проекта, по инициативе кыргызских чиновников, стоимость проекта ККУ выросла с 1,2 до 6,5 млрд. долл. Известно и то, что маршрут трассы пролегал вблизи ряда месторождений на территории КР. Что означает следующий шаг в освоении кыргызской земли – открытие горнорудных предприятий, с потерей Кыргызстаном своих недр. Усилиями экспертов маршрут удалось изменить, и привести к относительно выгодному для Кыргызстана варианту. При этом, кредит, который КНР выдает КР для строительства этой дороги, обеспечен только выплатами грядущих поколений Кыргызстана.

Эксперты отмечают, что аналогичная участь ожидает и обсуждаемый проект по 42 «избыточным» предприятиям. Вынос производств в другую страну не является новой формой завоевания рынка и чужой территории, или партнёрским шагом, и несёт разрушительные последствия для страны-реципиента. И в данном случае секретность, которой правительство окутало процесс, является вынужденной, так как покрывает потенциальные экологические последствия.
Так, в экспертной среде ЕАЭС к кыргызско-китайской инициативе относятся с намного большим опасением, чем об этом говорят в самом Кыргызстане. Если главы министерств говорят об этом, как о некоем достижении, то учёные скорее видят в этом приближение трагедии.

aza migranyan 2

— Есть перегибы в китайской экономике с точки зрения «перегрева» валютных резервов, — отметила во время лекции в Академии ОБСЕ в Бишкеке завотделом экономических исследований Института стран СНГ, профессор Аза Мигранян. — Удорожание рабочей силы в Китае приводит к тому, что инвесторы и соучредители промышленных предприятий КНР начинают выводить производства в те территории, где эта рабочая сила дешевле. Проблема в другом: Казахстан дал согласие на перенос нескольких предприятий, в том числе, стекла, резины и так далее, и даже Россия дала согласие на пять предприятий, предварительно подписав меморандум, и пока еще это не договор. Киргизия на очереди к тому, чтобы дать такое согласие. Но! Да, действительно, это очень выгодная позиция – использование уже накопленного опыта готового предприятия, формирование производственной базы. Все бы было хорошо при одном «но» - это грязные производства, экологически грязные производства. К сожалению.

Эксперт отмечает, что в этом случае возникнет проблема общественного сектора экономики, когда государство должно будет решать, что дать людям: работу или чистый воздух и возможность жить в здоровом климате.

— Это дилемма для каждого правительства, и здесь каждый решает сам, в зависимости от того, каковы его приоритеты на данный момент, — подчеркивает Аза Мигранян.

Слова учёного подкреплены фактическими доказательствами. Так, в Российскую Федерацию Китай передал судостроительные и металлургические предприятия, а также заводы химической промышленности. Как сообщало Минвостокразвития РФ, договоренность достигнута в ходе визита министра Александра Галушкина в Китай, и отражена в Меморандуме о взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке.

Представитель Минвостокразвития Рустам Макаров подтвердил готовность российской стороны принять на Дальнем Востоке китайские предприятия, подчеркнув, что в случае их переноса в Россию они получают существенные налоговые льготы и административные преференции.

На примере Кыргызстана очевиден факт – кабинет министров КР и его коллеги в КНР, скромно умалчивают о том, что в КНР наступает эпоха «экологического голода», когда для обеспечения производства у Поднебесной уже не остается возможностей.

sultan sarygulov 1

— На последнем съезде компартии КНР принято решение о выработке новой стратегии, — заявлял в СМИ председатель Федерации органического движения КР «БИО-КГ» Султан Сарыгулов. — В рамках этой стратегии определено два зла: коррупция и вред экологии. О коррупции говорить не будем. А вот об экологии – да. Китайцы фактически, признали, что бурный экономический рост убил всю их экологию и природную первозданность. Их собственный мониторинг водных ресурсов показал, что в 2013 году КНР имеет 20 тыс. водных источников, а еще 20 лет назад, в 1992 их было 52 тыс. За все надо платить – природа ничего не дает просто так.

Павел Громский
§ Деловая Евразия