Убытки от казахской блокады на границе исчисляются миллионами

Международные грузоперевозчики Кыргызстана намерены обратиться в наднациональный орган Евразийского экономического союза

В распоряжении «Деловой Евразии» оказался документ, который международные перевозчики намерены направить в Евразийскую экономическую комиссию и кабинет министров Кыргызстана.

— Мы сейчас готовим полный список, — говорит в комментарии «Деловой Евразии» директор компании «Экзотика» Сергей Голинко. — Это и подписи компаний, которые мы передадим в Евразийскую экономическую комиссию. Пусть нам хоть там помогут. И у нас, и у казахов, и у россиян убытки идут уже на миллионы долларов.

sergey golinko1_copy

По словам предпринимателя, число машин, стоящих в пробках по обе стороны границы с Казахстаном – в Кыргызстане и России, исчисляется тысячами. Приграничное противостояние началось в день, когда президент Кыргызстана произнес речь, полную критических замечаний в адрес казахской стороны, и обвинил партнеров во вмешательстве во внутренние дела КР. В ответ на это Казахстан ограничил свободный проход через границу для перевозчиков Кыргызстана, а позже, после ряда осложнивших ситуацию шагов подкрепил свои действия еще большим давлением.

— При этом, — продолжает Сергей Голинко, — мы знаем, что и сами казахские предприниматели несут убытки. Сейчас работает только один пункт перехода для коммерческого транспорта со стороны Казахстана - «Карасуу».  Половина перевозчиков, стоящих в длинной веренице машин, растянувшейся на расстояние до 7 километров, это казахские перевозчики. При этом, только половина машин с грузом - остальные уже выгрузились в Бишкеке, и хотят вернуться домой. В этом плену оказались даже самосвалы, которые возят сырье из Казахстана на кантский цементно-шиферный завод и другие предприятия.

Ниже редакция «Деловой Евразии» приводит текст обращения транспортных компаний:

Всем заинтересованным!

— Мы, международные перевозчики грузов Кыргызской Республики обращаемся к Вам с целью довести до сведения, что в период с 10 октября 2017 года по сегодняшний день 17 октября 2017 года в отношении транспортных средств международной перевозки грузов, зарегистрированных в КР и граждан КР со стороны пограничной, транспортной, миграционной, фитосанитарной, налоговой и других служб Республики Казахстан используется дискриминационная политика, которая противоречит нормам Договора о Евразийском Экономическом Союзе от 29 мая 2014 года.

Эта политика выражается в том, что, в то время, как транспортные средства других государств (Республики Казахстан, России, Беларуси, Узбекистана и других) в штатном режиме проходят государственный контроль на пунктах пропуска РК и беспрепятственно перемещаются по территории Республики Казахстан, транспортные средства международной перевозки грузов Кыргызской Республики либо не пропускают вообще через отдельные погранпереходы, либо им предъявляются необоснованные требования при прохождении пунктов пропуска РК.

Те транспортные средства, которые проходят через пункты пропуска государственной границы попадают на тотальный контроль импровизированных выездных постов по всей территории РК. Эти посты состоят из 6-8 различных служб государственных органов Республики Казахстан, некоторые из которых не имеют полномочий контроля за транзитом международных грузов согласно международных договоров и соглашений.

На пограничных переходах ситуация следующая:

1. Пункт пропуска «Сырым» Западно-Казахстанской области и ПП «Жайсан» Актюбинской области с 10 октября 17 до 12 октября 12 октября сделали обязательным требование для международных перевозчиков КР при прохождении пограничного досмотра наличие технологического прохода шириной 50 сантиметров и на длину полуприцепов, независимо от характера груза (в том числе это распространялось и на скоропортящиеся грузы). При этом площадки на территории зоны контроля не предоставлялись. Перевозчики делали проходы в поле на территории РФ, а те, кто заезжал на контроль без прохода возвращались обратно в Россию. То же правило действовало и в отношении перевозчиков с таможенными пломбами по процедуре МДП или по страховым сертификатам, для которых процедура строительства технологического прохода вообще была не осуществима ввиду отсутствия представителя таможенной службы.

К концу 12 октября пограничная служба вышеуказанных ПП объявила, что можно не строить проходы в полуприцепах, потому что допуск машин КР на территорию переходов осуществляться не будет в связи с поступившим приказом. Это касалось и транспорта следовавшего из РФ в Казахстан и следовавшего из Казахстана в РФ.

При этом заявления на имя начальников смен от перевозчиков не принимались и в просьбах ознакомить с содержимым приказа всем было отказано, а автотранспорт перевозчиков других стран беспрепятственно пересекал границу в штатном режиме.

13 октября на дороге ведущей к границе (от г.Соль-Илецк к посту «Жайсан») и со стороны Казахстана собралось около 500 автомашин с кыргызскими номерами международных перевозчиков и около 400 машин около перехода «Сырым» с двух сторон. К вечеру этого дня, когда многие перевозчики потеряли все надежды им было сделано объявление сотрудниками пограничной службы РК о том, что пропуск транспортных средств КР будет осуществлен через ПП «Кайрак» Костанайской области. Из-за невозможности выехать сразу, ввиду возникших заторов машины разворачивались всю ночь и выбраться к Соль-Илецку смогли только к 5ти часам утра. На вышеуказанных пограничных переходах осталось ждать пропуска по 50 автомашин на каждом, которые стоят в ожидании по настоящее время.

Остальной караван вынужден был ехать на север (1200-1000 км). Справедливости ради считаем необходимым отметить безупречную работу ПП «Кайрак» Костанайской области, который быстро справился с небольшой очередью автомашин и 15-17.10.17 очередей не было совсем. На сканер автомашины загонялись выборочно, все процедуры проходили в штатном режиме.

2. Пункт пропуска «Карасуу» Казахско-Кыргызского участка границы с 10 октября по настоящее время остается также напряженным участком, но здесь в отличии от Российско-Казахской границы все перевозчики (всех стран) стоят по трое суток в ожидании въезда на территорию Казахстана из КР, очередь в обратном направлении отсутствует. С 10 по 14 октября был затруднен проход граждан. Стоит отметить что это единственный пункт перехода, осуществляющий пропуск авто международных перевозчиков. Остальные закрыты. В ожидании въезда в РК простаивает около 500 авто ежесуточно. Одна из причин такой очереди- это двойной досмотр грузов. После прохождения сканера производится дополнительный досмотр грузов с составлением актов. Система рисков не применяется. Все автомашины проходят только при наличии технологических проходов.

К сожалению пресса и телевидение неполноценно освещает происходящее на границах или вовсе ввиду цензуры отказывается снимать репортажи, и мы обычные граждане вынуждены в одиночку решать непосильные задачи.

Введенные Казахстаном меры нарушают многие положения Договора от 29 мая 2014 года, в том числе п.5 ст. 25 раздела 4 о свободном перемещении товаров между территориями государств-членов без применения государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинно-фитосанитарного), и статью 86 раздела 21 о скоординированной (согласованной) транспортной политике.

Введенные односторонние меры ведут к значительным убыткам как перевозчиков, так и грузополучателей стран ЕАЭС, срывают графики поставок, наносят вред простым фермерам и добрососедским отношениям стран.

Мы международные перевозчики Кыргызской Республики не занимаемся политикой и просим Вас заострить внимание руководства всех стран что Евразийский союз является Экономическим! И хотелось бы, чтобы экономические вопросы в нашем объединении были на первом месте!

Исполнитель Голинко С.В.

Список международных перевозчиков грузов Кыргызской Республики (по состоянию на 17:00 17 октября 2017 г.) прилагается:

17 10 17 zayavlenie1 copy

Лист 1

17 10 17 zayavlenie2

Лист 2


Павел Громский
§ Деловая Евразия