Кыргызстан демонстрирует свой новый старый транзитный маршрут в Азии

Южный регион Кыргызстана может стать альтернативным северному – евразийскому торговому маршруту.

Официальная презентация транзитного пути по маршруту Ташкент-Андижан-Ош-Кашгар прошла 30 октября прошла в форме автопробега из узбекской столицы, города Ташкент, через КПП «Достук» в кыргызском Оше, в китайский Кашгар. В пробеге участвовали девять грузовых автофургонов – по три из Узбекистана, Китая и Кыргызстана.

Договоренность о проведении автопробега была достигнута во время государственного визита президента КР Алмазбека Атамбаева в Ташкент 5-6 октября. Тогда был подписан меморандум об автомобильном сообщении Ташкент-Андижан-Ош-Кашгар, по прямому транзиту грузов из Узбекистана в Китай.

Официально открытие маршрута дает Кыргызстану возможность заработать на транзите. Вместе с тем, перевозчики из КР сомневаются, что транзитный трехсторонний договор отразит и торговые отношения трех сторон. Ни Китай, ни Узбекистан не открыты для своих партнеров.

sergey golinko1

— Идея не нова, переговоры об этом велись года два, — говорит в комментарии «Деловой Евразии» директор компании «Экзотика» Сергей Голинко. — До этого Ангренский перевал, который ведет к Ташкенту, был закрыт для проезда иностранных транспортных средств. Хотя через «Иркештам» итак шел приличный объем грузов в Узбекистан – маршрут работал, но теперь у кыргызстанских перевозчиков появляется возможность вести транзит через него самим. До этого на границе приходилось перегружаться на узбекистанские фуры. С Исламом Каримовым договориться не удавалось. До тех пор, пока не приехала делегация в Ташкент, это дело не сдвигалось с мертвой точки. Хотя Узбекистан тоже заинтересован в маршруте – они видят перспективы в торговле с Китаем через Кыргызстан. Также, если удастся договориться с Туркменистаном, транзит может пойти и туда. При этом преимущество у кыргызстанских перевозчиков, так как Китай всегда заключает только двусторонние соглашения. То есть, ими не смогут воспользоваться узбекские перевозчики. Что именно будет перевозить Узбекистан, в чем заинтересован Китай – думаю, это мы увидим позже, станет понятно по списку ввозимых-вывозимых товаров. Ситуация на кыргызско-казахской границе ускорила решение вопроса.

Алена Смирнова
§ Деловая Евразия