Антироссийские санкции подминают под себя Дональда Трампа
Или президент США осторожно сменит свою политику в отношении России, или республиканская партия осторожно сменит президента США.
— Решение президента [США] поддержать законопроект сената о введении новых санкций против России и Ирана было преподнесено в СМИ (особенно в российских) как сенсационное и неожиданное, — пишет «Expert Online». — Хотя от Трампа ждали и ждут каких-то уступок в отношении нашей страны, он с момента избрания вовсе не заявлял о готовности снять санкционное давление с Москвы. Зато противоположные заявления Белый дом делал.
Инкриминируемая Дональду Трампу связь с Москвой и либеральная линии в отношении Тегерана может создать в американском законодательстве некий прецедент. Предложенный сенатом законопроект существенно усилит роль конгресса, и ослабит полномочия президента.
— Именно это вызывает возмущение главы государства. Трамп по существу решил действовать в любимой логике бизнесмена – предложил сенаторам сделку. Они должны отказаться от попыток ограничить его власть, он, в свою очередь, не станет выступать против их законопроекта о санкциях и вообще несколько развеет их опасения относительно того, что он готов пойти на сближение с Москвой, — отмечает издание.
Торг Дональда Трампа и американского конгресса зашел так далеко, что это ставило под сомнение встречу с президентом России Владимиром Путиным на саммите G-20. Поэтому, состоявшийся диалог лидеров двух стран был заранее определен как успешный шаг.
— Встреча готовилась очень давно путем интенсивных контактов на уровне министров иностранных дел, — отмечает в интервью «Деловой Евразии» директор Аналитического центра ИМИ МГИМО Андрей Казанцев. — Однако в администрации президента США обсуждался, в том числе, вариант вообще не встречаться лично, а продолжать общаться через посредников. Этот вариант был бы оптимальным для Трампа с точки зрения того, чтобы погасить скандал вокруг связей его штаба с Россией. Однако Трамп, исходя из важности налаживания отношений с Россией, все-таки предпочел личную встречу с Путиным. Дальнейшее откладывание встречи с Путиным выглядело бы скандальным демаршем, так как Трамп уже встречался с главами КНР и Японии, с европейскими и даже ближневосточными лидерами.
Встреча показала наличие серьезного взаимного интереса и психологической симпатии между Трампом и Путиным. Однако этого совершенно недостаточно для реального сближения России и США, в частности, для отмены санкций. Поэтому все разговоры об их отмене по результатам встречи – это досужие домыслы.
[Дональд] Трамп после встречи написал в своем Твиттере, что санкции против России не обсуждались, и они не будут сняты до решения вопросов по Украине и Сирии. Кстати, если он сформулировал свою позицию корректно, то, по сути, это даже более жесткая позиция, чем у Обамы, так как тот связывал санкции только с украинским вопросом, а не с сирийским. Правда, Тиллерсон еще до встречи Трампа и Путина говорил о связке отмены санкций и решения именно украинской проблемы. Однако, в целом, увязывание воедино Трампом украинской и сирийской проблематики может насторожить. В этом плане потенциально может возникнуть ситуация, когда санкции будут продляться даже после выполнения «Минск-2», уже по каким-то другим причинам (Сирия, обвинения в нарушении прав человека на территории России, например, в Чечне, и т.п.). Вероятность этого, с учетом антироссийских настроений, доминирующих в американском истеблишменте сейчас, очень высока, — подчеркивает эксперт.
По его словам, глава США вынужден вести более чем осторожную политику в силу неустойчивости своего собственного положения.
— Причина такой позиции Трампа заключается в том, что над ним висит угроза импичмента, как раз, по обвинению в связях с Россией, — продолжает Андрей Казанцев. — Разговоры о возможном импичменте Трампа пошли в Америке еще во время предвыборной кампании. После его неожиданной победы они только усилились. Целая серия скандалов, связанная с расследованием возможного вмешательства российских хакеров в американские выборы, привела к тому, что вопрос перешел из обсуждений в реальную плоскость. По требованию юридического комитета палаты представителей Конгресса США заместитель министра юстиции Род Розенстайн назначил Роберта Мюллера специальным прокурором, которому предстоит расследовать связи Трампа с Россией и дать оценку увольнению директора ФБР Коми, ведшего расследование этих связей.
Личность Мюллера стала для многих индикатором серьезных намерений со стороны Конгресса. Мюллер более двенадцати лет был директором ФБР (дольше служил лишь создатель ФБР Эдгар Гувер). Он пользуется большим авторитетом в американском силовом блоке и имеет высокий кредит доверия среди демократических и республиканских элит. Он служил директором ФБР и при республиканце Дж. Буше-младшем и при демократе Обаме.
Показателем серьезности давления на Трампа ученый считает также прошедшие слушания в комитете по разведке Конгресса США, посвященные вопросу о возможном «российском вмешательстве» в выборы. На эти слушания вызваны многие ключевые лица из администрации Трампа.
— Демократы готовы Трампа «утопить», — предрекает собеседник редакции. — Им это выгодно. Однако решение об импичменте может быть только двухпартийным. Без поддержки республиканцев оно не пройдет. Поддерживающие республиканцы находятся в сложной ситуации. С одной стороны, они готовятся к выборам в конгресс 2018 года. Если они поддержат импичмент Трампа, то с большой долей вероятности потеряют имеющееся большинство в пользу демократов. С другой стороны, антирейтинги Трампа отражаются на рейтингах популярности его партии. Общественность всё меньше доверяет республиканцам, считая, что партия пытается прикрыть «преступные действия» президента. Более того, из-за постоянных скандалов республиканцы не могут воплотить в жизнь конкретные внутриполитические программы.
У республиканцев, считает собеседник, есть два варианта для выхода из ситуации, причем, ни один не может «похвастаться» выгодным результатом для России.
— Ради блага партии могут пожертвовать Трампом. Тогда президентом станет вице-президент Майк Пенс — системный республиканец, близкий к истеблишменту партии. Но это приведет к потере популярности республиканцев, так как многие из избирателей Трампа (особенно из числа тех, которые никогда раньше за республиканцев не голосовали) будут обижены на ее руководство. Второй вариант – не довести дело до импичмента, но заставить Трампа под угрозой ухода в отставку поменять свою политику в пользу более близкой к глобалистскому истеблишменту. Кстати, с точки зрения отношений с России оба варианта будут плохими. И, возможно, Трампу придется со временем под давлением американского истеблишмента сделать свою политику относительно России еще более осторожной, — прогнозирует Андрей Казанцев.
Павел Громский
§ Деловая Евразия