В Великобритании сохраняют уверенность, что Кыргызстан поддержит санкции

Кыргызский МИД и Правительство Великобритании могут продолжить диалог по вопросам, представляющим взаимный интерес. Информацию об этом распространила пресс-служба министерства по итогам встречи заместителя министра иностранных дел Айбека Молдогазиева с экспертной делегацией Правительства Великобритании по санкциям во главе с Послом Яном Фелтоном.

— В ходе беседы состоялся обмен мнениями по вопросам международной торговли, расширения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества двух стран, а также санкционной политики Великобритании, — говорится в сообщении МИД Кыргызской Республики.

Консультации проходили 24 и 25 января 2024 года в городе Бишкеке, с участием чиновников кабинета министров Кыргызской Республики, британских дипломатов и юристов.
В текущем году консультации проведены впервые. За весь минувший год дипломаты из Великобритании встречались с кыргызскими чиновниками систематически – как в Бишкеке, так и за рубежом. Аналитики считают, что Лондон сохраняет намерение пролоббировать инициативы, нацеленные на подавление евразийского интеграционного процесса. При этом специальная военная операция на Украине, на фоне которой введены санкции против России, стала очередным поводом для внедрения новых методов контроля над странами Центральной Азии.

mars sariev 2

— Понятно, что все это происходит в рамках войны, фактически войны – специальной военной операции, между Украиной и Россией, — говорит политолог Марс Сариев. — И десант из Великобритании на самом деле направлен на то, чтобы с английской вежливостью дать понять кыргызской стороне, что не надо как бы давать дорогу санкционным товарам.

В комментарии «Деловой Евразии» эксперт отметил, что поводом для активизации британских дипломатов стал рост объемов закупок и поставок во внешней торговле Кыргызстана. Значительная часть реализованных в 2023 году товаров признана европейскими чиновниками предметами двойного назначения в силу её возможного использования для военных нужд.

— Это элементы оптических приборов или стиральные машины, механизмы которых содержат микросхемы, — продолжает Марс Сариев. — И британская сторона, как всегда, действует очень аккуратно. Прислали компанию, которая должна разъяснить Кыргызстану, что нехорошо заниматься такими вещами. Они пытаться дипломатично перевести эту продукцию в русло санкционных товаров, последовательно сократить поток несанкционной, но фактически военной продукции, которая сейчас поступает в Кыргызстан из других стран.
Фактически Россия находится в состоянии войны, а Великобритания находится в другом лагере – за Украину, и все поставки военной техники делаются Западом в открытую. В этих условиях они пытаются сократить число сторонников России, сузить круг тех стран, которые помогают России. Но, они не могут юридически обосновать, что это санкционные товары. Как, в этих условиях, они могут компенсировать Кыргызстану отказ от экономического роста?! Сейчас мы вторые среди стран СНГ по темпам, и это напрямую связано с реэкспортом товаров, которые идут в Россию, и оживлением именно кыргызско-российской торговли, где Кыргызстан является посредником. Британцы не смогут предложить адекватную отдачу, равную той, которую сейчас дает эта торговля. Поэтому и рычагов у Британии, так же как у Соединенных Штатов, особо нет.

Отсутствуют у Британии, по мнению эксперта, и иные рычаги для оказания открытого силового давления на страны Центральной Азии.

— Они понимают, что давление приведет к обратному, и может, наоборот, подтолкнуть еще крепче уйти в объятия России и Китая, и это для них опасно. Другое дело, это страны, где есть торговля сырьевыми ресурсами. Казахстан, например, вынужден маневрировать, так как поставляет нефть, редкоземельные металлы и элементы, в Соединенные Штаты и на Запад, и им труднее, а Кыргызстану в этом плане терять нечего. Поэтому то, что мы получаем, даже те товары, которые как бы санкционные, с западной точки зрения, нам это выгодно. Не думаю, что Кыргызстан станет «стрелять себе в ногу».

Требования, предъявляемые к Кыргызстану, и завуалированные под предложения и консультации, также не имеют под собой какой-либо правомочности.

— Это рецидив, — характеризует действия дипломатов Марс Сариев. — Запад, в частности, Соединённые Штаты, исходит из того, что мир однополярный, и действует с позиции силы – кто сильный, тот и диктует условия. Вот на этой рефлекторной реакции был и десант из Соединённых Штатах, и не один – были и парламентарии, и специалисты, и из других стран, из Великобритании. А сейчас Великобритания элегантно, в результате консультаций, хочет выправить ситуацию в свою пользу. Но это всё та же логика силы – у них есть такие рычаги, как Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, Организация Объединенных Наций.

Политолог отмечает, что консультации по санкционной политике, инициированные властями Великобритании, являются аккуратно подобранным форматом, позволяющим Лондону избежать упреков во вмешательстве в дела суверенного государства.

— Британцы всегда галантны. Особенные, деликатные, этакие джентльмены. Избирают такую тактику, что комар носа не подточит. Консультативная миссия, которая, если и оканчивается провалом, то это как бы просто консультация, и не более. Ведут они её через специальную консультационную фирму – это такая сверка на местах. Британская политика очень тонкая, поэтому эффективна. Они с Азией работали несколько столетий, и в отличие от американцев, себя никак не подставят. Даже в этих условиях, как события на Украине, или с хуситами – они всегда выходят сухими из воды, поэтому здесь трудно будет обвинить их во вмешательстве. Они давно поняли на примере американцев, как действовать не стоит. А вот американские дипломаты, напротив – открыто оказывают давление и на Казахстан, и на Кыргызстан, и на соседей. И во время выездов в регионы, и принимая делегатов у себя – кулуарно, без свидетелей, — подчеркивает эксперт.

По его мнению, в кыргызском кабинете министров, в период встреч с британской делегацией, возникла определенная напряженность, которую пресс-служба МИДа выразила сдержанным сообщением о готовности продолжения диалога по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Тем не менее, Кыргызстан и соседние с ним страны, уверенно демонстрируют формирование общего подхода, сродни иммунитету, к ситуациям формата «5+1», или консультациям по санкционным политикам.

— Есть четкая, хоть и незримая, неформальная консультация государств Центральной Азии. Несмотря на то, что страны разные, идет их своеобразное «сшивание». Есть, конечно, еще и турецкий фактор, но, во всяком случае, тенденция такова, что нельзя однозначно говорить, будто европейские страны или Соединенные Штаты, разговаривают с каждой страной по-отдельности. Поэтому проходят все эти диалоги в рамках программ «5+1». Но, очевидно, что лидеры консультируются, и наблюдается попытка создать единое мнение. И этот внутренний механизм стран Центральной Азии опирается, прежде всего на Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан и Таджикистан, — заключает Марс Сариев.

Савелий Петров
§ Деловая Евразия