Стимулирование европейских инвестиций в ущерб евразийскому партнерству

Чешский Экспортный Банк совместно с РКФР определил список из пяти коммерческих банков Кыргызстана, через которые будет предоставляться аккредитив для бизнесменов Кыргызстана.


В списке Айыл Банк, РСК Банк, KICB, Halyk Bank и Банк Компаньон. Об этом сообщает сайт РКФР. Согласно схеме продукта, клиент-бизнесмен из КР выбирает подходящее оборудование в Чехии и одобряет его через Чешский экспортный Банк. Затем, Клиент выбирает банк-агент в Кыргызстане, который откроет ему аккредитив. В свою очередь ЧЭБ финансирует поставщика в Чехии, а Фонд гарантирует ЧЭБу возвратность полученных средств.

rkdf 3

— Выбранные банки уже начали работу над данным продуктом, прошли обучение и в скором времени объявят о старте приёма заявок на приобретение оборудования из Чехии для развития малого и среднего бизнеса в Кыргызстане. Аккредитив предполагает выдачу средств до 1 млн. долл. США, и будет предоставляться в рассрочку на 2 года по ставке 4% годовых. Но как отметили в ЧЭБе, каждая заявка будет рассматриваться индивидуально. Открытие первого аккредитива от ЧЭБа планируется ноябре 2016 года, — сообщает пресс-служба РКФР.

Как ранее сообщала «Деловая Евразия», приглашение чешского партнера в кыргызский фондовый рынок, по мнению экспертов, шаг рискованный. Чешская Республика, несмотря на проактивную экономическую позицию, сама нуждается в инвестициях.
Вместе с тем, в РКФР уверены, что приглашение этого инвестора в партнеры позволит Фонду иметь больший запас оборотных средств и вкладывать их в экономику Кыргызстана.
Кроме ЧЭБа, Фонд пригласил в партнеры также Евразийский банк развития. В сентябре было подписано рамочное соглашение. Сумма инвестиций уточняется.
Их общий объем, совокупно с вложениями от ЧЭБ, может превысить 1,5 млрд. долларов, что в три раза превышает находящийся в распоряжении РКФР финансовый объем. Согласно Договору о Российско-Кыргызском Фонде развития, размер уставного капитала равен 1 млрд. долларов, из которых 500 млн. – грант, и 500 млн. – кредит, предоставленные Российской Федерацией.

Сумма накапливалась постепенно, и 27 мая 2016 года в Кыргызстан, на спецсчет РКФР в Нацбанке поступил последний транш в размере 100 млн. долларов.
Средства должны направляться на проекты внтури кыргызской экономики, и вывести коллапсирующее производство последнего в евразийской пятерке участника, на уровень, равный партнерам. В настоящее время, согласно данным российских экономистов, размер кыргызской экономики не превышает 0,6% от размера казахской и белорусской, и 0,01% – от размера экономики РФ.

В связи с чем, требования, предъявленные российской стороной кыргызским партнерам, соучредителям Фонда, были достаточно высокими. Ставка в 7 и 12 процентов в иностарнной и отечественной валюте, соответственно, и залог в размере 20 процентов от суммы кредита, предполагали высокий экономический макроэффект для всего экономического сектора КР.
Вскоре выяснилось, что критерии терминов «малый и средний» в России и Кыргызстане – весьма отличны друга. То, что в России «мало» - в Кыргызстане очень даже «много».

Между тем, согласно уставным требованиям, Правление Фонда вынужденно заняло жесткую позицию в оценке бизнес-планов – на предмет соответствия целям и принципу прибыльности. Имеющаяся в наличии сумма и этот фактор не давали покоя как кыргызскому микробизнесу, так и местному «экспертному» сообществу, склонному к разного рода PR-акциям с ярко выраженным коммерческим эффектом. Объединенные усилия – серия критических форумов, круглых столов, поддержка депутатского корпуса, и откровенно лживые публикации в СМИ, вынудили руководство Кыргызстана принять жесткие меры по отношению к Правлению РКФР.

Работа была признана неудовлетворительной, и через полгода с момента первой выдачи кредита, правительство отстранило руководство Фонда от управления, и на смену пришла новая команда. Ставки финансирования были снижены до 4 процентов в иностранной валюте. Размер залога понижен до 15 процентов. Срок погашения кредита увеличен с 5 до 15 лет.
В настоящее время, согласно данным Фонда, сумма выданных кредитов, превышает 160 млн. долларов.

rkdf 1

Львиная доля приходится на Жалал-Абадскую область, и составляет 18%. Среди секторов экономики лидируют пищевая промышленность и логистика с транспортом – 22%.

rkdf 2

В Фонде не разглашают информацию о получателях кредитов, и объясняют это банковской тайной. По этой же причине отсутствует информация о поставках техники по линии партнеров из ЕЭАС, как приоритетных, в рамках Договора о РКФР.

Между тем, с самого начала информация о каком-либо сходстве Фонда с банком отрицалась как Правлением, так и самими банкирами. А правительство КР заявляло, что средства Фонда – грант Российского правительства, и информация о них доступна каждому.

В настоящее время активность партнеров РКФР на фондовом рынке Кыргызстана стала не столько конкурентом существующей банковской системе, сколько позволила вырасти системе иного рода.

— К нам в компанию обратился предприниматель, — рассказывает «Деловой Евразии» на условиях анонимности менеджер по кредитам местной финансовой корпорации. — Он более полугода обихаживал пороги Российско-Кыргызского Фонда развития и пытался получить кредит. У него совсем небольшое хозяйство, связанное с сельхозпереработкой, и его направили по линии поддержки малого бизнеса, то есть – в банки-партнеры. А в банках работает очень простая схема. Кредитный менеджер является простым продавцом. У него на руках ряд кредитных линий – это его товар. Кредитор – это его покупатель. Какой смысл продавцу «толкать» дешевый товар?! Никакого. В банках-партнерах накручивали «свои» проценты и рассказывали про большие залоги. Тот человек устал, и пришел к нам. У нас жесткие требования, потому что высокий риск – мы не берем залог. Поэтому, у нас высокие ставки. Но мы выигрываем за счет скорости выдачи и последующей поддержки проекта.

В компании не скрывают, что сложившаяся система работает на руку коммерсантам. РКФР так и не вынудил местный бизнес к активному развитию, а, пойдя у них на поводу, сошел до уровня банка средней руки – по меркам партнеров по евразийской интеграции. Планировавшийся как новый финансовый институт для подъема экономики, Российско-Кыргызский Фонд Развития, фактически подтолкнул к развитию сферу малого кредитования – по более высоким, но менее хлопотным, требованиям, и развернул кыргызский инвестиционный сектор от евразийских партнеров к партнерам в Европе.

— Мы не скрываем, что нам выгоднее привезти в Кыргызстан не белорусский трактор, а германский. Он стоит на порядок дороже, но окупает себя быстрее. Его обслуживание обходится нам и фермерам дешевле. И главное – можно не переживать за размер фермерского хозяйства. Оно может оставаться мелким, не больше 100 гектаров, — отметил в заключение источник редакции.

Павел Громский
§ Деловая Евразия