21–23 октября в Уфе состоится Первый форум малого бизнеса регионов стран – участниц ШОС и БРИКС.
Его организаторами выступают правительство Республики Башкортостан, Государственный комитет по предпринимательству и туризму Республики Башкортостан, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан, при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации во главе с её президентом Сергеем Катыриным, который является председателем национальной части Делового совета БРИКС и председателем правления Делового совета ШОС. Ожидается, что в работе форума примут участие свыше 500 делегатов, среди которых руководители компаний малого и среднего бизнеса России и зарубежных стран, представители бизнес-ассоциаций и органов власти, деятели экспертного сообщества, а также официальные зарубежные и региональные делегации, представители стран ШОС и БРИКС. Проведение форума станет очередным важным этапом в череде интеграционных экономических процессов на пространстве Евразии.
В начале XXI века процесс вступления человечества в эру нового технологического уклада заметно ускорился. Активное внедрение в жизнь технологий шестого поколения NBIC1 (био-, инфо-, когно-, нано- и др.) на глазах меняет привычную картину мира. Достаточно только привести в пример сеть Интернет, которая изо дня в день формирует самые разнообразные виртуальные смыслы, представления и реалии. Речь идет о преодолении нынешнего глобального кризиса индустриального общества расширенного воспроизводства. Но сегодня оно фактически уперлось в пределы роста по ресурсам, экологии и долгам.
В острой борьбе за мировое лидерство интересы ведущих экономик мира в лице прежде всего США и ЕС начинают испытывать жесткую конкуренцию со стороны динамично развивающихся государств, в частности Китая, Индии, Бразилии и др. Совокупный ВВП семерки развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика, Индонезия и Турция) на несколько триллионов превышает этот показатель представителей западного сообщества2. Среди стран незападной цивилизации активно протекают интеграционные процессы, которые уже привели к появлению АСЕАН (1967), МЕРКОСУР (1985), ШОС (2001), БРИКС (2009), ЕАЭС (2015).
В настоящее время на первые роли претендуют БРИКС и ШОС, которые были созданы в начале нулевых годов текущего столетия, включившиеся в открытую конкуренцию с ведущими западными странами. Более тесное сотрудничество было вызвано нарастанием кризисных явлений в глобальных финансах и экономике, а также обострением международной обстановки в мире, и прежде всего в Евразии.
По оценкам председателя национальной части Делового совета БРИКС и председателя правления Делового совета ШОССергея Катырина, кризис в экономике подстегнул взаимодействие по линии ШОС и БРИКС3. «Украинский кризис будет способствовать дальнейшей консолидации БРИКС»4, – считаетАлександр Лукин, директор Центра исследования Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД РФ. В обозримом будущем БРИКС и ШОС имеют хорошие перспективы потеснить конкурентов на глобальных рынках производства и продвижения инноваций и технологий, товаров и услуг.
По последним данным, страны БРИКС и G-7 (США, Великобритания, Германия, Канада, Япония, Франция, Италия) создают почти по трети мирового валового продукта (G-7 – 32,19 %, БРИКС – 30,14 %). Однако государства – члены G-7 охватывают только 10,4%, а БРИКС – 43% населения земного шара. Китайские ученые сделали прогноз, в соответствии с которым к 2030 году уже страны БРИКС будут создавать более половины МВП, в то время как доля стран G-7 опять уменьшится до четверти5. В мировом экспорте доля стран Запада составляет менее трети, а в глобальном импорте – примерно две трети. У стран незападных цивилизаций все ровно наоборот.
Этот дисбаланс покрывается главным образом бумажными «фантиками» (долларами), которые печатает ФРС. Такое положение дел свидетельствует о неэквивалентности обмена между странами «золотого миллиарда» и развивающимися государствами, благодаря чему обеспечивается высокий уровень жизни населения ведущих стран Запада. Кроме того, общая внешняя задолженность стран БРИКС составляет всего 2,5 трлн долларов, или 3,75% от внешней задолженности всех стран мира, а внешняя задолженность стран G-7 в 18 раз выше (45 трлн долларов) и составляет 63,9% от общей задолженности всех стран земного шара6.
В ведущих международных объединениях, какими являются БРИКС и ШОС, заглавную роль играет Китай. Несмотря на то, что на Пекин оказывается жесткое давление и сдерживание извне, предпринимаются попытки втянуть его в «двухконтуровую» модель мироустройства, где США доминируют в атлантическом сообществе, а КНР – в тихоокеанском, он продолжает укреплять курс на суверенное развитие. Недавнее заявление премьера Госсовета КНР о запуске новой международной системы платежей CIPS, независимой от западной SWIFT, свидетельствует о том, что Пекин намерен превратиться в альтернативный глобальный центр силы7.
Наряду с КНР в последние годы в международных делах начинает активно утверждаться Российская Федерация, которая также стремится высвободиться из-под сильной внешней зависимости, сложившейся еще со времен распада СССР. В настоящее время эти две страны начинают выступать своеобразными локомотивами объединения в рамках БРИКС и ШОС. Китай по объему международной торговли вышел на первое место в мире, по ВВП сравнялся с США, по размерам НИОКР обошел Евросоюз8. К общим интересам Пекина и Москвы можно отнести стремление к многополярному миру и сохранению нынешней системы международной безопасности, неприятие универсальных ценностей тотального потребления и получения наслаждений. Позиции России и Китая близки или совпадают по региональным конфликтам, в том числе вокруг Сирии, Украины и др. Пекин и Москва заинтересованы в реформировании международной финансовой системы, сокращении доли «нефтедолларовой экономики». Страны необходимы друг другу как стратегические торгово-экономические партнеры. Россия является одним из основных поставщиков энергоресурсов и оборонительных вооружений в Китай9. Приграничное российско-китайское сотрудничество играет немалую роль в развитии российских регионов Сибири и Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая.
Россия и Китай активно сотрудничают в рамках Шанхайской организации сотрудничества. В отличие от БРИКС, который выступает как союз цивилизаций, ШОС – это объединение конкретных государств, расположенных в Евразии. В 2015 году на Уфимском саммите состав стран – участниц ШОС увеличился до восьми за счет принятия Индии и Пакистана. В состав наблюдателей вошли Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия, подали заявку на участие в ШОС в качестве государств-наблюдателей Бангладеш, Египет и Сирия. Партнерами по диалогу стали Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка10. В настоящее время в работе ШОС в той или иной форме принимает участие 21 государство Евразийского континента, население которого составляет половину населения нашей планеты, а территория охватывает примерно треть земной суши. В странах ШОС создается более трети МВП.
Параллельно развитию ШОС реализуется китайская трансконтинентальная инициатива «Один путь, один пояс» – «Экономический союз Шелковый путь» и «Морской шелковый путь». Формула Экономического пояса, озвученная Си Цзиньпином в 2013 году, включала пять основных направлений продвижения Китая в регионе: во-первых, усиление координации государств региона в политической области; во-вторых, интенсификация строительства единой дорожной сети; в-третьих, развитие торговли путем ликвидации торговых барьеров, снижения издержек торговли и инвестиций, повышения скорости и качества экономических операций в регионе; в-четвертых, увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах, то есть расширение применения юаня; в-пятых, усиление роли народной дипломатии, расширение прямых связей между народами стран региона, то есть активное применение мягкой силы. Таким образом, Новый шелковый путь через Евразию преследует цели продвижения Китая в роли сопоставимого с США актора мировой политики за счет создания пояса лояльных государств через сотрудничество в сфере логистики, энергетики, строительства и культуры.
Несмотря на то, что китайская инициатива нацелена на усиление торговой привлекательности Китая и рост его влияния далеко за пределами Азии, китайские партийные СМИ заявляют, что «без участия России Шелковому пути не бывать». По мнению экспертов ТПП РФ, в частности Георгия Петрова, Россия обладает значительным транзитным потенциалом12. В настоящее время используется не более 1% транзитных возможностей страны. Транспортный путь из Европы в Западный Китай – это мегапроект, мощный стимул развития МСП, это занятость населения, развитие регионов, внутренний туризм и т. д.
В рамках прошедшего в сентябре 2015 года в КНР Пекинского международного экономического форума Beijing International Economic Forum был подписан Меморандум о создании российско-китайского альянса «Шелковый путь»13. По оценкам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, высказанным на форуме «Россия – Казахстан» в Сочи в сентябре 2015 года, трансконтинентальный проект будет служить интересам России и Казахстана. Его осуществление приведет к формированию современных транспортных коммуникаций, повышению инвестиционной привлекательности и темпов развития регионов, увеличению размеров и глубины рынка труда, занятости населения и росту производительности.
Осуществление инициативы «Один путь, один пояс» состоит в развитии глобальной инфраструктуры на пространствах Евразии, финансовые инвестиции в которую быстро окупятся и будут приносить постоянные прибыли. Уже сформирован Фонд Шелкового пути с капиталом в 40 млрд долларов. Строительство сверхскоростных железных дорог и автобанов позволит не только объединить в рамках единого экономического пространства азиатские территории, но и соединить их с европейскими центрами. Это приведет к значительному снижению транспортных расходов. Коммуникации пройдут через густонаселенные просторы Центральной Азии и Ближнего Востока. Сеть инфраструктурных проектов может охватить около 65 стран с населением почти 4,5 млрд человек, появится крупнейший в мире экономический пояс развития с объемом производства не менее 20 трлн долларов.
Как известно, одна из самых протяженных частей международного транспортного маршрута, в частности Европа – Западный Китай (проект строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург), пройдет по территории России. Общий экономический эффект от строительства российской части маршрута Европа – Западный Китай до 2045 года составит 922 млрд рублей, что даст 1,3% прироста в ВВП14. В результате РФ может стать одним из главных финансово-экономических бенефициаров от реализации китайской инициативы. Создание энергетических сетей позволило бы загрузить огромные мощности как России, так и других стран ШОС заказами на изготовление труб, газо- и нефтеперекачивающего оборудования, атомных станций и др. Важным направлением сотрудничества азиатских государств, и в первую очередь России, Китая и Индии, могло бы стать продвижение инновационных проектов шестого технологического уклада. В частности, могла бы быть разрушена монополия США в производстве микропроцессорной техники и IT-технологиях.
В ходе саммитов БРИКС и ШОС, которые прошли в 2015 году в Уфе (Россия), были заложены основы долгосрочного сотрудничества БРИКС и ШОС. Уфимская декларация, План действий и Стратегия экономического партнёрства, в частности, предусматривают комплексные меры по углублению внешнеполитической координации, расширению торговли и инвестиций, технологических обменов. Положено начало практической работе финансовых институтов БРИКС – Нового банка развития и Пула условных валютных резервов с совокупным капиталом в 200 млрд долларов. При участии стран БРИКС и ШОС формируется Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом в 100 млрд долларов, призванный придать новый импульс развитию мировой экономики.
Для БРИКС и ШОС очень важно перехватить инициативу в сфере торговли энергоресурсами: нефтью, газом и т. д., в которых господствует американский спекулятивный капитал. Как известно, президент России Владимир Путин даже предложил учредить Энергетическую ассоциацию БРИКС, деятельность которой будет направлена на обеспечение энергобезопасности стран объединения, на проведение комплексных исследований и анализ мировых рынков углеводородов. В составе ассоциации предлагается создать резервный банк топлива и институт энергетической политики БРИКС15.
В рамках БРИКС могут быть реализованы планы развития коммуникаций. В частности, Бразилия предлагает строительство межокеанского железнодорожного коридора, соединяющего бразильский порт Паранагуа с чилийским тихоокеанским портом Антофагаста. Индия продвигает проект строительства железной дороги Мисоре – Бангалор – Ченнай, а также шестиполосной автомагистрали и моста в штате Бихар. ЮАР предлагает строительство высокоскоростной железной дороги Дурбан – Йоханнесбург.
Для наращивания обменов в области образования и науки на базе лучших вузов стран БРИКС планируется создать сетевой университет БРИКС. Как известно, с 2008 года существует сетевой Университет ШОС. В его состав входят 82 университета Китая, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Существуют и другие перспективы взаимодействия и сотрудничества в гуманитарной сфере.
Ускоренное развитие в рамках БРИКС и ШОС отдельных территорий Азии, Африки и Латинской Америки ведет к переходу от «нефтедолларовой экономики» к «азиатскому» циклу накопления капитала. Кардинальные изменения в глобальной экономике неизбежно приведут к трансформации мироустройства. По мнению советника президента РФ, появляется возможность формирования крупнейшего в мире экономического объединения стран ЕАЭС, ШОС, МЕРКОСУР, к которому вполне вероятно присоединение АСЕАН16. Такая перспектива не устраивает прежде всего США. При таком развитии событий их доминирование в мире и вмешательство в дела Евразии окажется существенно ограниченным. Неслучайно сегодня Вашингтон и его ближайшие союзники развернули гибридную войну, основывающуюся на главных поражающих факторах современности – когнитивном, валютно-финансовом и информационном оружии17, против Китая, России, Ирана и других стран, взявших курс суверенного независимого развития. Чтобы успешно противостоять внешнему давлению, необходимо не только последовательно отстаивать суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность страны, но и крайне важно объединять свои усилия с другими государствами и народами, выступающими за справедливое мироустройство и стабильность.
Примечания
1 NBIC-конвергенция – соединение неживой природы на атомарном уровне (нано-) с живой природой на молекулярном уровне (био-) на матрице информационных технологий (инфо-), устроенной по модели работы головного мозга (когно-).
2 Российская газета. 10.10.2014.
3 Катырин С. Интервью телеканалу Россия24 //http://tpprf.ru/ru/video/videonews-i9/sergey-katyrin-krizis-v-ekonomike-podstegnul-vzaimodeystvie-po-linii-shos-i-briks-i87384/
4 См.: Лукин А. Консолидация незападного мира на фоне украинского кризиса: Россия и Китай, ШОС и БРИКС // «Международная жизнь», февраль, 2015. С. 89.
5 См.: Айвазов А.Э. БРИКС и ШОС / «Путеводитель российского бизнеса», № 10, сентябрь, 2015.
6 См.: Айвазов А.Э. Семья народов незападных цивилизаций //http://www.clubvi.ru/news/2015/09/12/05%20aivazov
7 См.: Табло // «Завтра», сентябрь, 2015 // http://zavtra.ru/content/view/tablo-118
8 Клепацкий Л. Деглобализация мировой системы // «Международная жизнь», август 2015. С. 37.
9 Бергстен Фред. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве /Ф. Бергстен, Б. Гилл, Н. Ларди, Д. Митчелл. Пер. с англ. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. С.183-184. 256 с.
10 См.: Айвазов А.Э. Семья народов незападных цивилизаций //http://www.clubvi.ru/news/2015/09/12/05%20aivazov
11 См.: Кравченко Л.И. Шелковый путь в контексте российских национальных интересов // http://rusrand.ru/actuals/shelkovyy-put-v-kontekste-rossiyskih-nacionalnyh-interesov
12 Петров Г. Россия обладает обширными транспортными возможностями //http://tpprf.ru/ru/news/sergey-katyrin-v-izdatelskom-dome-kommersant-prinimaet-uchastie-v-obsuzhdenii-novogo-transportnogo-p-i98129/
13 См.: Айвазов А.Э. Семья народов незападных цивилизаций //http://www.clubvi.ru/news/2015/09/12/05%20aivazov
14 См.: Стоимость российского участка маршрута Европа – Западный Китай оценивается в 1,2 трлн руб. // ТАСС, 22.09.2015 /http://tass.ru/ekonomika/2280405
15 См.: Крестьянинов В. На уроке китайского бизнеса // «Аргументы Недели», № 34 (475), 10 сентября 2015 г. С. 4 /http://argumenti.ru/economics/n504/415053
16 Глазьев С. Последняя геополитическая партия: США начинают и проигрывают // «Международная жизнь», август 2015. С. 17
17 Там же. С. 18
Сергей Небренчин,
ТПП-Информ