Наиболее прогрессивный и обширный опыт у России и Казахстана
Кыргызстан отстает в реализации проектов в секторе государственно-частного партнерства. Несмотря на самое раннее внедрение законодательства в этой сфере, в стране нет ни одного результата по ГЧП.
Как сообщала «Деловая Евразия», в Евразийском Экономическом союзе рассматривается инициатива внедрения системы ГЧП.
Разработано специальное руководство для возможных участников рынка ГЧП. Ряд возможных направлений для реализации названы как в России, так и в Кыргызстане.
В интервью «Деловой Евразии» аналитик кыргызской компании BizExpert Гульнур Чекирова провела сравнительный анализ состояния рынка и условий и состояния системы Государственно-частного партнерства в странах АЭС.
— На что, в первую очередь, стоит обратить внимание, при рассмотрении проектов ГЧП, ведь и становление, и реализация программ государственно-частного партнерства в странах ЕАЭС имеют свою специфику?
— Во-первых, и это самое главное – законодательная база. Национальное законодательство всегда опирается на условия и традиции своего народа, геоэкономических условий.
В России применяется 2 способа реализации ГЧП: на основе собственно ГЧП и на основе концессионных соглашений. История концессионного соглашения берет свое начало в 2006 году, а Закон о ГЧП был принят лишь в 2015 году. При этом, Россия имеет двухуровневую систему ГЧП, где разделены государственно-частное и муниципально-частное партнерство. Для реализации ГЧП отдельные области, например Иркутская, приняли Концепцию развития ГЧП и Дорожную карту развития ГЧП.
В Казахстане ГЧП тоже началось в 2006 году, с принятия закона о концессиях, а в 2015 году был принят закон о ГЧП – те же шаги, что и у России. Здесь также разделены уровни: государственный и местный.
Развитие ГЧП в стране проходило на основе «Программы по развитию государственно-частного партнерства в РК на 2011-2015 годы». Также использование механизмов ГЧП предусматривает «Государственная программа по развитию образования в РК на 2011-2020 годы», «Транспортная стратегия РК до 2020 года», «Государственная программа развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы».
В Кыргызстане закон о ГЧП был принят в 2009 году, а в 2012 году его отредактировали. Еще раньше, в 1992 году появился Закон о концессиях и концессионных предприятиях, последние поправки в который были внесены в 2013 году. В стране нет разделения на уровни – существует только один, страновой.
Армения на сегодня является единственной страной ЕАЭС, в которой отсутствует законодательная база по ГЧП, поэтому ГЧП отношения регулируются нормативно-правовыми актами в области инвестиций, закупок и отраслевыми НПА. Здесь также как в Кыргызстане, только один уровень, без разделения на местный и государственный.
Нет деления на уровни и в Беларуси. Здесь законодательная база по ГЧП представлена в виде закона о ГЧП, который был принят в 2015 году, а закон о концессиях был принят годом раньше.
— Судя по истории законов странах ЕАЭС, у Кыргызстана она должна быть самой богатой, то есть – давней. Однако, в недавнем выступлении министр экономики Арзыбек Кожошев сообщил, что система ГЧП в КР только начала свое развитие.
— Да. Как в Армении и Беларуси, в Кыргызстане она одноуровневая. В России и Казахстане ГЧП напротив – многоуровневая.
— Но в этих странах, напротив, нет деления на местный и общенациональный уровни…
— Деление на уровни как раз предопределило соответствующую институциональную базу. Так, страны ЕАЭС можно разделить на две группы:
- Одноуровневая ГЧП: Кыргызстан, Армения и Беларусь
- Многоуровневая ГЧП: Казахстан и Россия
В Кыргызстане за реализацию и развитие ГЧП отвечает Отдел ГЧП при Министерстве экономики КР и Министерство Финансов КР.
В Армении реализация ГЧП децентрализована среди отраслевых государственных органов. При этом, имеется координационный орган в лице Отдела по управлению программами государственных инвестиций при Министерстве экономики. Но, в целом, система реализации проектов ГЧП рассредоточена сквозным образом среди разных государственных органов.
В Казахстане реализация ГЧП осуществляется Министерством национальной экономики и Министерством финансов на национальном уровне. На местном уровне ответственным лицом являются Региональные центры ГЧП и Местные исполнительные органы (Управления). В дополнение, Казахстан учредил АО «Казахстанский центр ГЧП». Основные направления деятельности центра включают экономическую оценку проектов ГЧП, в том числе концессионных проектов на каждом этапе подготовки, включая экспертизу. Центр играет роль внешнего независимого советника Правительства Казахстана.
В 2014 году в Астане на базе АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» и Центра ГЧП, в качестве совместного предприятия было создано ТОО «Центр сопровождения проектов государственно-частного партнерства». Цель организации – содействие развитию инфраструктуры Казахстана путем предоставления услуг по структурированию и поддержке инфраструктурных проектов.
В Беларуси в 2016 году организацией по развитию государственно-частного партнерства стало Национальное агентство инвестиций и приватизации. Межведомственный инфраструктурный координационный совет (МИКС) является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным для координации вопросов долгосрочного развития инфраструктурных объектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
В России институтом развития ГЧП выступает Координационный совет по развитию ГЧП при Минэкономразвития России и НП «Центр развития государственно-частного партнерства».
— Большие, прямо скажем, отличия. И какова результативность?
— Проекты ГЧП условно все проекты можно разделить на реализованные, ожидаемые и проектируемые.
В Кыргызстане за время все время независимости разработано технико-экономическое обоснование и инициировано по 13 проектам ГЧП, но реализованных на сегодняшний день нет.
Была сделана одна попытка реализовать через ГЧП проект «Безопасный город» с бюджетом в 60-70 млн. долл., в 2014-2015 годах. Но по причине коррупционных схем проект был переведен на полное финансирование из местных бюджетов. То есть сама суть – партнерство между государством и частной структурой, не была реализована, и ГЧП не состоялось.
Ожидается, что будет реализован проект по организации услуг гемодиализа в трех городах Кыргызстана – Бишкеке, Оше и Джалал-Абаде. Проект прошел стадию предквалификационного отбора. На данный проект выделен 1 млрд. долл. Поддержку в реализации проекта оказывает Международная финансовая корпорация (IFC). Стоит отметить, что формирование данного ГЧП было начато в июне 2016 года, а реализация займет от двух до четырех лет.
Также по данным Министерства экономики КР еще 8 проектов ГЧП находятся на стадии отбора консультационных услуг, по 1 проекту объявлен тендер на отбор частного партнера.
В Казахстане на сегодня реализовано 3 крупных ГЧП проекта. Это строительство пассажирского терминала в аэропорту города Актау, на условиях концессионного договора; Прокладка линии электропередачи «Северный Казахстан – Актюбинская область» и Строительство железнодорожной линии «Чарск – Усть-Каменогорск».
Есть ряд небольших проектов, с меньшими суммами и охватом. В 2017 году в Караганде в рамках ГЧП открылся Нейрореабилитационный центр.
На этапе реализации находится еще 6 проектов, и 102 – на разных стадиях реализации.
В Актобе в текущем году планируется начать строительство Ледового дворца, теннисной академии, дома-музея «Жубановтар эуени» и «Аналар уйи». Общая стоимость указанных ГЧП проектов – порядка 4,8 млрд. тенге (16 млн. долл.).
В ближайшие три года планируется построить для 1 500 владельцев ветхого жилья в Западном Казахстане новые дома по ГЧП. В областном центре по ГЧП планируется установка 200 видеокамер в рамках программы «Безопасный двор», 40 скоростеметров, 5 «интеллектуальных» перекрестков. Сумма проекта – 550 млн. тенге (1,7 млн.долл.).
В 2017 году также планируется реализовать 11 ГЧП проектов в Алматинской области на сумму 20 млрд. тенге (70 млн. долл.). Это 3 детских сада, 6 проектов в сфере сельского хозяйства и 2 проекта в сфере энергетики. В 2018 году будет начата реализация 47 проектов на сумму 36,6 млрд. тенге (11 млн. долл.). Это 37 детских садов, 9 полигонов для складирования ТБО и 1 музей. В целом до 2020 года в Алматинской области в рамках государственно-частного партнерства планируется реализация 66 проектов на общую сумму 56,6 млрд. тенге (1,71 млн. долл.).
На сегодняшний день в Атырауской области реализуется два проекта по схеме государственно-частного партнерства: реконструкция здания детского сада на 160 мест в поселке Балыкши и строительство врачебной амбулатории на 25 посещений в смену в селе Аксай. В ближайшем будущем по схеме государственно-частного партнерства в области планируется построить 20 детских садов и 8 школ на территории Атырау, врачебной амбулатории на 250 посещений в смену в пригородном селе, а также строительство современного канализационно-очистного сооружения на левом берегу реки Урал и восстановление объектов электроснабжения районов «Северного кольца» в областном центре.
В Армении с 1990 года реализовано 8 проектов по разным ГЧП моделям, бюджет которых составил 1,079 млн. долларов США. Проекты были реализованы преимущественно в сфере водоснабжения.
В России по данным на конец 2016 года в экономике на принципах ГЧП реализуется около 900 проектов, по которым заключены соответствующие соглашения. В результате, на различных стадиях реализации находится более 1300 проектов. Суммарный объем частных инвестиций превышает 640,0 млрд. руб. (11,15 млрд.долл.). Основная доля проектов ГЧП приходится на муниципальный уровень – 86,7% от общего количества проектов. Региональный и федеральный уровень составляют соответственно 11,9% и 1,4%.
В Беларуси реализованных проектов на данный момент не имеется, но отобрано 7 пилотных.
• Реконструкция автомобильной дороги М-10, от границы с Российской Федерацией: Селище – Гомель – Кобрин, с 109,9 по 184,5 километры;
• Строительство магистральной автодороги в Гомеле протяженностью 41,35 километров, с учетом строительства моста через реку Сож и пяти путепроводов;
• Строительство Бешенковичской ГЭС мощностью 33 МВт – 130 млн. кВт/ч, на реке Западная Двина в Витебской области;
• Строительство мусороперерабатывающего завода в Бобруйске;
• Реконструкция комплекса зданий УЗ «Городская клиническая больница №3 г. Гродно» под «Гродненский областной клинический онкологический диспансер»;
• Строительство детских дошкольных учреждений в регионах Минской области;
• Капитальный ремонт с реставрацией фасадов и реконструкцией под гостиничный комплекс объектов, расположенных в западной части Кобринского укрепления Брестской крепости.
Чтобы реализовать намеченные проекты, потребуется 62,3 млрд. долл. Однако возможности госбюджета страны весьма ограниченны. По крайней мере, при сохранении нынешних трендов финансирования в строительство и реконструкцию инфраструктуры, госбюджет может вложить не более половины этой суммы – порядка 30 млрд. долл.
Таким образом, наиболее прогрессивный опыт по реализации ГЧП имеется у России и Казахстана. У Армении, несмотря на несовершенства законодательной базы уже реализованы проекты. А у Кыргызстана, как страны с наиболее ранним внедрением законодательства по ГЧП, еще ни один проект не реализован. Беларусь же, несмотря на то, что только в 2015 году приняла соответствующий закон, создает условия для развития ГЧП.
Павел Громский
§ Деловая Евразия