Национальные элиты не в состоянии полноценно использовать связи с Москвой

Выбор российского народа напрямую отразится на условиях жизни в странах Центральной Азии.
К такому заключению пришел в ходе интервью с «Деловой Евразией» лидер партии «Чон казат» Максат Мамытканов. Редакция публикует комментарии экспертов об итогах выборов президента России, где действующий глава государства, кандидат в президенты Владимр Путин. Набрал 76,68% голосов.

— Столь высокий результат голосования является наивысшей оценкой, данной российским народом результатам работы Владимира Путина за последние 17 лет. Все, что сделано за период его руководства в экономике, социальной сфере, обороне, борьбе с международным терроризмом и других отраслях, вполне очевидно. Не видят только убогие на ум и возможно незрячие от рождения. Россия за эти годы добилась таких результатов, которых не смог достичь весь СССР со всеми 15 республиками вместе взятыми. Куда ни глянь – рекорд: урожай пшеницы больше чем в СССР; строительство жилья больше, чем в СССР; добыча газа и нефти больше, чем в СССР, и так далее. Вот и рекорд в голосовании на уровне 76,6% не должен удивлять.

— Россия, а формально, ее руководство, правительство, в лице президента, находится под постоянным прямым прессингом стран, которых Владимир Путин политкорректно называет «партнерами». Прессинг со стороны внешнеполитических «партнеров» сопровождал и работу Путина с электоратом до выборов. Теперь, когда народ России высказал свою позицию, что можно ожидать её партнерам и «партнерам»?

— Избрание Путина на новый шестилетний срок даст дополнительный импульс развитию Российской Федерации и её партнерам по ЕАЭС, ШОС, СНГ и ОДКБ. В первую очередь, это коснется стабильности внешней политики России, направленной на закрепление достигнутых позиций во внешнем контуре. Россия прочно заняла свое место, и вернулась за стол большой политической шахматной доски.

— Что можно говорить о развитии евразийской повестки? Основателем прообраза ЕАЭС было ЕврАзЭС, Таможенный Союз, СНГ. Везде Россия играла лидирующую роль. Высокий рейтинг внутри страны и прессинг снаружи – как может выглядеть евразийская программа нынешней России?

— Россия, будучи инициатором Евразийского интеграционного союза, будет усиливать свою ядрообразующую роль за счет экономических гравитационных процессов в отношении своих союзников. Параллельно развитию ЕАЭС, Россия будет увеличивать темп совместного развития стран-членов за счет сопряжения усилий Китая по продвижению проекта нового «Шелкового пути». Китайская новая экономическая цель продвижения на запад через центрально-азиатские страны, входящие в ЕАЭС, получает дополнительные инвестиционные возможности от совпадающих торгово-экономических векторов России и КНР. Стратегически дружественные отношения РФ и КНР в лице лидеров – Владимира Путина и Си Цзин Пина, создают новые условия для стран региона. И Россия будет использовать инвестиционные возможности Китая в общих интересах по отношению к странам ЦА. Китай, вливая инвестиции в экономику центрально-азиатских стран, дает возможности маневра для российского капитала, тем самым оказывая поддержку усилиям российского лидера по укреплению внутреннего развития страны. Это помощь Китая весьма ощутима в условиях западных санкций и перекрытия каналов финансовых инвестиций.

— Как Россия будет обновлять свое взаимодействие с партнерами по внешнеполитическим, экономическим, военным блокам, в которых состоят ее евразийские партнеры?

— Перед Россией стоит острый вопрос сокращения разрыва в экономических дисбалансах стран-членов ЕАЭС: слабые в экономическом плане участники не должны быть лишним грузом и препятствием в развитии общего евразийского рынка. Открывшиеся перед новыми членами ЕАЭС возможности необходимо конвертировать в экономические результаты, которые должны доказывать оправданность приложенных усилий. От этих результатов зависит безопасность центрально-азиатского региона. Россия, открыв свои рынки, дала перспективу для развития экономики стран Центральной Азии. Более того, Россией даны гарантии по обеспечению безопасности тех стран, кто является участником ОДКБ. Этот фактор дает новые возможности нашим странам, а именно – сосредоточиться на развитии экономик за счет денежных средств, которые они тратили на свою оборону. Таким образом, Россия оказывает двойную помощь: это, во-первых: гарантированные рынки сбыта, а во-вторых: дополнительные инвестиционные возможности за счет сокращения военных расходов стран членов ОДКБ.

— Россия, как преемница Советского Союза, ведет работу с соотечественниками за рубежом. По разным данным, в странах постсоветского пространства их насчитывается до нескольких миллионов. Как отразятся на них результаты выборов?

— Переизбрание Владимира Путина дает гарантии стабильности в политике относительно соотечественников за рубежом. Русские, находящиеся за пределами России, получают гарантии в отношении их прав и интересов. Это обстоятельство немаловажно в свете последних новшеств в языковой политике стран Центральной Азии: Казахстан ввел латиницу, Кыргызстан в 2019 году переводит делопроизводство на кыргызский язык. Все эти события будут иметь влияние на русскую диаспору, а Путин вселяет уверенность, что права соотечественников будут защищены.

— Как и чем стоило бы России поддержать развитие соотечественников?

— В последние годы участие Кыргызстана в ЕАЭС дало большую надежду. Но реалии таковы, что кроме политической и экономической поддержки, Кыргызстан нуждается в интеллектуальной прикладной помощи. Советские кадры практически вымерли, новые кыргызские специалисты так и не выросли, и именно по этой причине Кыргызстан вошел в глубокий технологический кризис. Отсутствие квалифицированных технологов и инженеров, которые в состоянии реанимировать промышленность практически во всех отраслях народного хозяйства, является основной причиной стагнации и упадка экономики. И эту проблему придется решать Кыргызстану на самом высоком уровне вплоть до самого Владимира Путина. Такой опыт уже был во времена СССР, когда специалистов присылали в Киргизию из Москвы с конкретными задачами. Все новое – это хорошо забытое старое. Другого выхода у Кыргызстана нет, и надеяться не на кого. Чего стоит нам помощь восточного соседа, кыргызы ощутили в критические морозы, при этом задавая вопрос себе, как в России выживают при -50.

— Россия является главным экономическим, политическим и культурным партнером стран центрально-азиатского региона, в частности – Кыргызской Республики. Как воспринимается ее участие в развитии стран постсоветского пространства глазами элит, социума, деловых кругов?

— Отношение кыргызстанцев положительное, уже потому что практически у каждой семьи есть родственники, которые работают в России. По последним статданным в 2017 году из России было осуществлено денежных переводов на 2,4 млрд. долл. Эта сумма составляет 30% от валового внутреннего продукта. Фактически Кыргызстан живет за счет переводов из России, и этим все сказано. Имея стратегические связи и полную поддержку России, страна по-прежнему не может адаптироваться к новым реалиям. И это вина кыргызского политэкономического бомонда: кыргызская элита расписывается в своей несостоятельности и пытается найти причины на кого можно списать свою бездарность. По этой причине гнилая элита все свои промахи и откровенный идиотизм списывает на травмы прошлого, типа 1916 год, 1917, 1937, 1991, 2005, 2010. Но что им сейчас мешает? Российский, казахский и белорусский рынки открыты – торгуй и делай, что можешь. Значит, вся причина в нашей никчемной элите, которая не понимает свою историческую роль и миссию.

Павел Громский
§ Деловая Евразия